Запись джинглов и оформление эфира для радио
В этом месяце саунд-дизайн в ПОДАРОК !
Джинглы для радио – один из инструментов, который формирует индивидуальность радиостанции. Они нужны для создания и подчеркивания определенного имиджа. Именно поэтому профессионалы часто называют их «одеждой эфира». Как работает этот инструмент, почему он важен ― разберемся далее.
Разновидности джинглов
Прежде, чем говорить о том, какими, собственно, могут быть джинглы, сделаем уточнение. Не существует единого и четкого определения. Одни считают, что к ним можно отнести только вокальные ролики. Другие – что понятие намного шире, а джинглами могут называться любые элементы продакшна, направленные на создание имиджа станции и повышение её узнаваемости. Ниже мы будем рассматривать джинглы именно с этой точки зрения. Отметим, что запись джинглов, какими бы они ни были, ведется для радиостанций в формате эфирных или джингловых пакетов. Так называемая «одежда» эфира.
Информационные джинглы
Итак, первой (и, пожалуй, основной) группой джинглов являются те, которые информируют о том, какая станция звучит в данный момент. К этой группе мы отнесем основной позывной станции. Он оформляется в виде вокального мотива, звучащего вместе с музыкальной заставкой. В нем должны озвучиваться 3 основных момента: название станции, её слоган и частота. Такие джинглы не только создают имидж радиостанции, но и позволяют слушателю быстро понять, какую станцию он включил.
Полная форма джинглов такого типа называется рампом и имеет хронометраж до 40 секунд. Но нередко встречается и средняя форма, называемая основной. Её хронометраж вдвое короче – от 15 до 20 секунд. Бывают и укороченные вариации:
- Айди (от англ. ID) – продакшн-элемент длительностью 3-5 секунд, где в вокально-инструментальной форме озвучивают частоту и название радиостанции.
- Шотган (от англ. shot gun – выстрел пушки) – начальный ёмкий запоминающийся звуковой эффект, сразу за которым идет фирменная вокальная фраза.
Кроме того, идентифицировать станцию помогают такие элементы как лайнер (другое название – войсдроп) и свипер.
- Свипер озвучивает главную информацию о станции: название, слоган и частоту. Как и джингл, его записывают поверх музыки. Основным отличием является то, что свипер не содержит вокала – информация в нем просто проговаривается: «Радио «Дэнс». Танцуй с нами».
- Лайнер (он же – войсдроп) записывается не под музыку, а накладывается поверх различных шумовых эффектов. Содержит в себе информацию о названии станции, названии шоу, именах ведущих и т.п.
Ещё одним элементом, который входит в джингловый пакет и относится к его информационной части, являются часовые отбивки. Они звучат перед и после различных программ и рубрик, а также коротких анонсов и «шапок часа». Их задача – обозначить (отбить) начало и конец определенной части эфира.
Почему стоит заказать джинглы в РЕКСКВЕР?
Профессиональное оформление эфира радио гарантировано. И вот почему:
- Располагаем собственной базой профессиональных дикторов. Их голоса знают по всей стране и за ее пределами.
- Работаем на современном звукозаписывающем оборудовании.
- Сотрудничаем с опытными звукорежиссерами, монтажерами и другими специалистами.
- Записываем джингловые пакеты под ключ, производим обработку звука.
Уточнить цену на услуги можно у менеджеров после обсуждения деталей проекта. Для оформления заказа звоните или оставляйте заявку на сайте.
Служебные джинглы
Помимо информационных, бывают также служебные джинглы. Их задача – облегчить слушателям восприятие выпуска. Оформление эфира радио без этих элементов в условиях современного рынка представить просто невозможно.
К ним, прежде всего, относятся так называемые «подложки» – элементы, которые, несмотря на отсутствие в них фирменного мотива, тем не менее, легко узнаваемы. В зависимости от стоящих перед ними задач, подложки могут быть как шумовыми, так и музыкальными. Используются они для того, чтобы создать рубрикам (например, выпускам новостей) фоновое оформление.
Говоря о служебных джинглах, нужно отдельно отметить так называемые «перебивки». Они могут быть оформлены в виде шумовых эффектов. Но встречаются и перебивки, являющиеся различными вариациями главного музыкального мотива.
Их цель – очистка звуковой памяти аудитории, чтобы добиться более гладкого и естественного перехода между музыкальными композициями с разными темпами. В соответствии с тем, какие именно треки требуется разделить, транзишны и получили свои названия: например «от быстрого к медленному», «от медленного к среднему» и т.д.
Определить, какие джинглы являются информационными, а какие – служебными, бывает не так-то просто. Ведь большинство продакшн-элементов выполняют несколько функций одновременно и при необходимости могут заменять друг друга.
Как создаются джинглы
Для создания джинглов требуется работа множества профессионалов: копирайтера, композитора, дикторов и артистов, аранжировщика, звукорежиссера, программного директора – как видите, несмотря на кажущуюся простоту, создание джинглов является довольно сложным процессом. Следовательно, и подходить к нему нужно со всей серьезностью и ответственностью. Оформление эфира радио — важная имиджевая компонента.
Создатели джингловых пакетов обязательно должны учитывать все пожелания заказчика. В том числе: требования к количеству основных элементов, идее, направлению и стилистике продакшн-элементов, тембру голосов исполнителей. Нельзя забывать и про формат и позиционирование станции и про её основную целевую аудиторию. В некоторых случаях для достижения результата даже проводят социологические исследования, создавая с этой целью специальные фокус-группы.
Итак, чтобы получился готовый эфирный пакет, необходимо выполнить следующие этапы работы:
- Выбор главной музыкальной темы. Её написание можно заказать у композитора (недешево, но оригинально) или же использовать мотив, взятый из лицензионной музыкальной библиотеки (недорого, но не оригинально). Выбор того или иного метода определяется, прежде всего, бюджетом заказчика.
- Аранжировка. Звучание мелодии в соответствии с форматом станции.
- Запись вокала. Осуществляется с учетом пожеланий клиента к голосам исполнителей вокальных партий и дикторов.
- Монтаж всех записанных продакшн-элементов.
- Мастеринг. Конечный этап обработки, нужный для получения готового продукта
Оформление эфира радио. Базовые моменты
-
Какое количество джинглов является оптимальным?
Исходя из опыта, можно сказать, что основных джинглов должно быть минимум десять. Кроме того, для каждого из них требуется несколько вариаций. Они необходимы, чтобы разнообразить эфир и избежать эффекта «надоедания» и «приедания». Помимо основного набора джинглов, в пакет должны входить служебные звуки, используемые при оформлении передач, программ и рубрик.
-
Как часто надо обновлять джинглы?
Для поддержания интереса аудитории, следует ежегодно обновлять пакет джинглов. Такой подход создает ощущение постоянного развития станции, её стремления к улучшению. Кроме того, оптимальной является практика незначительных сезонных изменений и использования специальных пакетов для крупных праздников: Нового года, 9 мая и т.д. Благодаря этому радиостанция будет казаться более живой и дружелюбной по отношению к слушателям.
-
На что обратить внимание, заказывая джинглы?
Самое главное правило: джинглы должны соответствовать формату. Звучать естественно и органично на данной радиостанции. Это справедливо для всех составляющих джингла: от текста и стиля до мелодии и тембра голоса вокалиста.
Заказать оформление эфира радио
Для того, чтобы джинглы получились по-настоящему качественными, необходимо, чтобы все этапы создания – от выбора основной музыкальной темы до мастеринга – выполнялись профессионалами. Это особенно важно для новых радиостанций, важнейшая задача которых – заявить о себе. Однако и тем, кто уже достиг известности и популярности, также нельзя забывать о постоянной работе над обновлением джинглов для поддержания имиджа и повышения узнаваемости станции.
Получить яркие и запоминающиеся пакеты джинглов для оформления эфира радио можно только при высокой квалификации всех сотрудников, причастных к их созданию – от копирайтера до звукорежиссера. Именно поэтому студия звукозаписи «Рексквер» – это именно то, что Вам нужно. У нас за плечами многолетний опыт успешной разработки и записи джинглов – в том числе, для радиостанций, являющихся лидерами российского радиовещания.
Обратившись к нам, Вы можете быть уверены в том, что получите одежду для эфира, которая не только идеально впишется в формат станции, но и сделает её более узнаваемой, запоминающейся и любимой слушателями.








Портфолио студии



Одна музыкальная тема из фонотеки RECSQUARE MUSIC
Кастинг силами клиента из базы дикторов
Оформление эфира радио по брифу заказчика
- Джинглов 5
- Лайнеров 5
- Подложка 1
- Часовая отбивка 1
Одна музыкальная тема из фонотеки RECSQUARE MUSIC
Кастинг силами клиента из базы дикторов
Оформление эфира радио по брифу заказчика
- Джинглов 10
- Лайнеров 10
- Подложка 2
- Часовая отбивка 2
Оформление эфира радио фирменным саунд-дизайном
Написание композитором мелодии и ее вариаций
Кастинг дикторов/вокалистов силами студии
- Джинглов 10
- Лайнеров 10
- Подложка 3
- Часовая отбивка 2
Написание композитором фирменной мелодии и ее вариаций.
Кастинг дикторов/вокалистов/бэк вокалистов
- Джинглов 10
- Лайнеров 10
- Подложка 3
- Часовая отбивка 2