Пространственный звук — новый уровень погружения в кино и игры

Что такое пространственный звук и в чем принцип его работы
Сегодня, чтобы полностью погрузиться в кино, совсем необязательно ходить в кинотеатр. Различные современные технологии предлагают не только картинку на большом экране, но и эффект объемного звучания прямо у вас дома! С таким звуком вы сможете целиком и полностью погрузиться в любой фильм или игру.
Объясняем разницу между технологиями, а также рассказываем, как правильно расположить динамики, чтобы звучание было наилучшим.
Что такое пространственный звук
Пространственный звук (с англ. spatial audio) – это звуковая дорожка, которая содержит в себе не только привычные обычной акустике каналы, но и объекты — источники звука с координатами в пространстве. То есть, такая современная иммерсивная технология способна создавать эффект объемного звучания в виртуальном трехмерном пространстве, вокруг вас и над вами.
Важно не путать пространственный звук с объемным, который окружает вас только в одной плоскости, а поэтому не может передавать звук движущихся объектов так реалистично.
Еще нюанс: если вы хотите себе пространственный звук как в кинотеатре на обычном телевизоре, то помните, что без обычных колонок звучать должным образом он не будет: либо диалоги окажутся слишком тихими, либо часть окружающих звуков или музыки куда-то пропадут.
Поэтому, чтобы магия пространственного звука удалась, вам в доме нужна продвинутая аудиосистема и контент в определенном формате. Так что настоящий пространственный звук – это очень дорого и трудозатратно, а еще под него нужна отдельная комната.
Как проектировать кинозал для пространственного звука:
1. Определить углы для картинки и для всех источников звука
2. Найти правильное положение для динамиков
С этого положения они должны всецело доставать до вас по звуку.
3. Монтирование звукоизоляции по периметру помещения
4. Акустическое оформление зала
Для этого нужно повесить на стены особые поглощающие и рассеивающие звук панели. С ними пространственный звук будет звучать комфортнее и четче.
Как рекомендуют профессионалы, подобная схема должна состоять из 12 динамиков. Самым же дешевым и простым способом для того, чтобы услышать пространственный звук, всегда остаются наушники.
А какие технологии пространственного звука существуют для домашних кинотеатров?
Dolby Atmos
Первая всемирно известная объектная система обработки звука. Сегодня она доступна в большинстве телевизоров и даже на смартфонах. Да, они не создают эффект объема своими крошечными динамиками, но могут взаимодействовать с продвинутой акустикой и воспроизводить такой звук.
DTS-X
Система вышла в 2015 году. При выборе этой акустики можно не ставить потолочные колонки, а ограничиться просто парой задних, которые будут посылать часть звуков в потолок.
DTS Virtual:X
Псевдо-DTS: X. Обратим внимание: это не пространственная технология, а программная обработка звука.
IAMF (Immersive Audio Model and Formats)
Новая технология от Open Media (входят Apple, Google, Intel, Microsoft, Mozilla, Netflix, Nvidia и Samsung), которая была представлена в ноябре 2023 года. К слову, к концу этого года реализовать ее также собираются в телевизорах и колонках Samsung. В настоящее же время ни технических деталей, ни поддерживаемых стримингов для нового формата еще не анонсировали.
Для имитации пространственного звука можно использовать любой сертифицированный Dolby или DTS саундбар. Чаще всего подобные системы от 40 до 100 тысяч рублей. Настоящий же пространственный звук потребует целого комплекса оборудования, который, помимо множества колонок, включает в себя набор динамиков и главный ресивер.
А если все-таки слушать в наушниках?
Даже тут все стандарты пространственного звука в опираются на уже существующие технологии – Dolby Atmos или DTS: X. Технология их работы состоит в том, что, когда наушники плотно прилегают к вашим ушам, создается некий звуковой эффект, который обманывает ваше восприятие. Именно поэтому нам часто кажется, что звуки или музыка в наушниках становятся лучше и даже четче.
Известен такой эффект уже давно. Его открыли еще в 1908 году, а называется он HRTF. Если объяснять простыми словами: звук становится более глухим, к нему добавляется некоторое искажение, а после он воспроизводится с разной громкостью в левом и правом наушнике. Ощутив такое, наш мозг безошибочно определяет это как идущего сзади слева и сверху. Если же накладывается другой эффект, то тот же самый звук будет «идти» спереди и немного правее центра. Хотя в это время сами наушники никуда не двигаются!
А также:
Сделали подборку нейросетей для работы со звуком