+ 7 495 535-55-45
info@recsquare.ru
Москва, ул. Тимирязевская, 1
ПН-ПТ 9:00-19:00
СБ-ВС 10:00-18:00
Быстрый заказ
17 ноября 2020

ЗВУКОНОМИКА. Что нам стоит звук настроить

ЗВУКОНОМИКА. Что нам стоит звук настроить
звукономика

Рассказываем из чего складывается стоимость профессионального звука в медиаиндустрии и на чём получится сэкономить, а на чём – себе дороже. Как и на чем работают студии, которые дублируют фильмы и сериалы, озвучивают компьютерные игры и анимацию.

Деньги из воздуха

Вряд ли кто-либо возьмётся оспорить утверждение из начального курса физики о том, что звук – это колебания внешней среды. И поскольку нам, за исключением, возможно, синхронных пловцов или водолазов, не приходится воспринимать звуковые волны под водой, можно обобщить, что звук представляет собой колебания воздуха. Это обобщение нам нужно для того, чтобы подвести теоретическую базу под высказывание, которое профессионалам звуковой индустрии с завидной частотой приходится слышать от людей, впервые соприкасающихся с производством аудиоконтента, – особенно если это происходит за их личные деньги. Утверждение старо как мир, его наверняка слышали еще древнегреческие жрецы звукорежиссёры в античных студиях Афин: «Звук – это деньги из воздуха». Сегодня этот же тезис часто формулируется в виде вопроса: «Сколько-сколько? Да за что?!»

 Мы верим, что каждый профессионал звуковой индустрии, от менеджера проектов до владельца студии, заинтересован, чтобы клиенты хорошо понимали из чего складывается стоимость услуг. По крайней мере, так должно быть в цивилизованных и взаимовыгодных отношениях. Непонимание заказчиком, за что конкретно он платит деньги, приводит к возникновению недоверия к исполнителю, желанию контролировать каждое действие студии на всех этапах производства и, увы, к сложностям в сдаче готового продукта. Поэтому в цикле «Звукономика» мы постараемся простым языком объяснить, почему профессиональный звук стоит дороже, чем докторская колбаса и среднее «Просекко», хотя им, на первый взгляд, нельзя ни детей накормить, ни любимую напоить. В финале цикла мы дадим рекомендации – за счёт чего вдумчивый заказчик может снизить стоимость проекта, а на чём лучше не экономить, иначе медиапродукт вылетит в трубу со скоростью пробки от упомянутого «Просекко». 

Звукономика - 2


Звукономика: Куй железо

Первый материал «Звукономики» посвящён железу. В нём мы рассмотрим техническую сторону создания профессионального звука, сочетаемость устройств звукового тракта и то, как её нарушение влияет на звучание. В конце статьи будут рекомендации: какие требования к студийному оборудованию стоит держать в голове заказчику, который ищет исполнителя «в холодную» или решил сменить проверенную студию на более дешёвую / удобную / быструю. Огромное количество оборудования, в основном закованного в студиях в «чёрные ящики» – рэковые шкафы (это не опечатка, шкафы не раковые, а рэковые, от “rack” – стойка), – производит на человека с улицы эффект, как стратегический бомбардировщик на участников обороны Иерусалима от сарацин. Поэтому для начала разложим на коленке святая святых звукозаписывающей студии и ответим на вопрос, что в чёрном ящике.

Современный тракт (тракт – это дорога; в нашем случае дорога, по которой идёт звук, если сильно упростить) звукозаписи, как и его пищеварительный собрат, состоит из ограниченного числа устройств, каждое из которых выполняет строго определённую функцию.

Вот из каких «органов» он состоит:

Микрофон (вместо него может быть музыкальный инструмент со звукоснимателем)

Предусилитель АЦП/ЦАП – преобразователь аналогового сигнала (звука от микрофона) в цифровой и цифрового – обратно в аналоговый. Эту функцию выполняет звуковая карта.

Компьютер
– штука с экраном и клавиатурой, за которой звукорежиссёр играет в «Супер Марио»

Микшер
– многоканальный пульт, в который «приходит» звук с разных устройств. Позволяет регулировать настройки звука: покрутить колёсики и сделать красиво.

Усилитель


Акустическая система


Кабели
. Тут важно правильно поставить ударение.

Количество устройств каждого типа в студиях может варьироваться: например, микрофонов и предусилителей может быть с десяток, и на все – один микшерный пульт. Либо его заменяет аудиоинтерфейс. При этом в большинстве случаев конфигурация звукового оборудования, представленная выше, останется неизменной.


Вскрытие покажет

После общего знакомства с механическим организмом рассмотрим отдельные его органы поближе, не чураясь грязных вопросов: как они работают и за сколько можно достать «мозг», «сердце» или «селезёнку» звукозаписывающего тракта у чёрных трансплантологов на свободном рынке. В качестве примеров покажем компоненты звукового тракта профессионального уровня, которые несут службу в «железном легионе» студии звукозаписи «Рексквер».

Звукономика - 3


ЦАП-царап

Электронный мозг студии – звуковая карта. Как любой нормальный мозг, аудиокарта должна распознавать и обрабатывать поступающие из внешней среды сигналы. Электрический импульс от микрофона (аналоговый сигнал) аудиокарта преобразует в цифровую информацию, которая дальше отправится в компьютер. На древне-эльфийском наречии звуковиков аудиокарта именуется ЦАП/АЦП – цифро-аналоговым и аналого-цифровым преобразователем. Дорогие карты отличаются от дешёвых, в первую очередь, количеством ЦАП и АЦП и самое главное их качеством – чем лучше компоненты, тем выше глубина преобразования сигнала, а значит, ниже уровень искажения звукового сигнала. Последний параметр особенно важен для конечного потребителя, который «заказывает музыку» – то есть любой аудиоконтент.

Так как главное требование к хорошей аудиокарте – максимально натуральная передача звука без искажений, использование в студии бюджетного аппарата может привести к невозможности выполнять некоторые виды работ по звуку. Добавим, что профессиональные звуковые карты, которые «выдают» безупречный звук, всегда внешние и никогда – встроенные в компьютер. Это связано с наличием необходимого количества входов под разные источники звука; с физическими элементами управления, которые дают возможность удобно «рулить» настройками аудиоинтерфейса прямо на корпусе внешней карты. Превосходство внешних звуковых плат над встроенными обусловлено и разницей в размерах. В третьем тысячелетии, когда доставка продуктов на дом занимает 15 минут, а детали самолётов печатаются на 3D-принтерах, физические габариты, увы, всё ещё диктуют предельные возможности многих технических устройств. 

В чём сила, брат?

Сила в правде. А правда, когда речь идёт о звуковом тракте, – в силе сигнала. Как минимум в его предварительном усилении, для которого нужен предусилитель, или, иначе, преамп (от англ. Preamplifier). Ещё со школы каждый мальчик знает, что гораздо приятней быть сильным и способным постоять за себя, чем хилым и нежизнеспособным. Со звуковым сигналом такая же история. Напряжение на выходе микрофона крайне хилое. У современных конденсаторных микрофонов оно находится в диапазоне от 10 до 40 милливольт. Это означает, что микрофонный сигнал слабый и нежизнеспособный, потому что линейный (средний) уровень напряжения в звуковом тракте составляет порядка 1 вольта. Значит, чтобы сигнал микрофона, поступающий на звуковую карту, не утонул в её собственном шуме и был достаточно громким, его придётся «подкачать» в 25 – 100 раз и довести до 1 вольта.

Эту адскую задачу, проклиная создателей, из последних сил тащит на себе предусилитель. Он – это чистый протеин для чахлого микрофонного сигнала в беспощадном звуковом бодибилдинге. В общем, у «преампов» явно мученическая судьба: ничего для себя – всё для общей цели. Но предусилители выполняют не только техническую, но и творческо-эстетическую функцию. Сегодня почти все современные преампы «упакованы» встроенными устройствами динамической обработки (компрессор / гейт / лимитер) и частотной коррекции звука (эквалайзер). Это значит, что, как и профессиональные звуковые карты, преампы позволяют уже на первом этапе обработки сигнала настроить звучание для придания ему нужной краски, теплоты, плотности и разгрузить от этой задачи ресурсы компьютера.

Как вы заметили, в этом разделе у нас негласное правило: о преампах только хорошее – или ничего. Поэтому в последнем слове отметим ещё одно их достоинство. Некоторые модели предусилителей настолько хороши собой, что имеют даже функции удаления артефактов (изъянов) звука. Например, «деэссер», который, согласно заданному уровню, удаляет из речи избыточные свистящие и шипящие звуки. Это крайне востребовано при записи вокала и речи. Или, например, гейт (от англ. Gate – ворота), который отсекает ненужный шум в паузах. Мониторы. Студийные колонки, через которые звукорежиссёр воспринимает звук на выходе, должны обеспечивать высокую чистоту и детальность звучания, широкий диапазон воспроизводимых частот (чтобы добиться точного баланса низких, средних и высоких частот) и, главное, давать минимальные искажения звука. Таким образом, высококачественные мониторы являются гарантией того, что звукорежиссёр будет слышать и выдавать правильный звук.

Полезный материал: https://www.masteringonline.ru/articles/trakt-prokhozdeniya-signala/

Возможно, у вас сложилось впечатление, что, разбираясь в списке студийного оборудования, мы за мышами забыли про слона. Но мы про него не забыли: священному животному мира звукозаписи время для неспешного поклонения в конце. 

Звукономика - 4


Ой, Вань, гляди, какие «Нойманны»…

По результатам нашего небольшого опроса, проведённого на кошках на родственниках и друзьях (не профессионалах звука), 87 человек из 100 на вопрос «Что главное в студии звукозаписи?» отвечают «Микрофон». Ещё 13 человек ответили «Атмосфера» и «Чай с печеньками», поэтому, возможно, мы посвятим этому фактору отдельную статью «Звукономики». Но не раньше, чем разберёмся со священными для любого звуковика «слонами» – микрофонами. Кто-то любит камамбер с мёдом, кто-то гулять босиком по росе, а звукорежиссёры обожают микрофоны. Сложно представить режиссёра, у которого не было бы любимого по звучанию микрофона или даже нескольких. Порой профессионалы звука и владельцы студий готовы отдать деньги, отложенные на детское питание, чтобы заполучить ещё один вожделенный и особенный микрофон. И это не только страсть, но и бизнес-подход. Многие легендарные артисты, нашедшие однажды своё «фирменное» звучание, предпочитают дальше работать с тем же звукорежиссёром и записываться в микрофон той же модели. На микрофон Neumann U47, созданный в 1947 году, Джон Леннон и Пол Маккартни 8 лет подряд делали все без исключения студийные записи. Продюсер The Beatles признавался в интервью: «Я использую микрофоны «Нойманн» уже много лет. Они всегда захватывали звук и эмоцию в нем именно так, как мне было нужно». Историй любви звёздных артистов и музыкальных групп к определённым микрофонам – не один десяток. Поэтому для звукорежиссёра наличие в студии линейки микрофонов Hi-End класса – важное условие для работы со многими требовательными заказчиками и создания звука высшего качества. Полезный материал: Топ недорогих, но качественных микрофонов.


Шнур детский, безматерный

Возможно, читателя, не пролившего тонны собственного пота на создании звукового тракта и не потерявшего миллиарды нервных клеток на выявлении неполадок в нём, удивит, что звучание студийного комплекса за 3-5 миллионов рублей может быть эффективно «убито»… шнурами. А точнее, кабелями – некачественной и дешёвой коммутацией безымянного производителя, которая даёт неуловимый, но устойчивый фон в виде гудения, шипения, свиста в готовом продукте. Дьявол, как известно, в мелочах. Поэтому в уважающей своих клиентов студии используют кабели (а также разъёмы) надёжных производителей, не дающие «осложнений» на звук.


Прожиточный минимум звукорежиссёра

В завершение статьи – обещанные рекомендации для заказчиков аудиоконтента. Какие требования предъявить к техническому оснащению новой для вас студии звукозаписи, чтобы быть уверенным, что за свои деньги вы получите качественный звук, а не кровавые брызги из своих же ушей? Важное уведомление. Требования к месту прикрепления рук и ушей звукорежиссёров также являются важным условием для получения качественного звука. Но предъявить их заранее, да ещё и без существенного личного опыта в звукозаписи, практически невозможно. Поэтому мы сосредоточимся только на технических условиях.

Пётр Сафрошкин специально для «Рексквер»


Обратная связь


Смотрите также
Спасибо!

Заявка успешно отправлена. Наши специалисты свяжутся с вами в ближайшее время

Спасибо!

Скоро мы отправим Счет-оферту на указанный Вами электронный ящик.
Если Вы не получили документ, пожалуйста, свяжитесь с нами: rec@recsquare.ru. Спасибо!

Обратная связь

Куда вам перезвонить: Telegram, Whatsapp, телефон?

Оставить заявку
Оставить заявку
Заказать подборку бюджетных дикторов

Оставьте Ваши контакты и наши специалисты предоставят информацию по всем бюджетным дикторам и ценам

Заказать звонок
___

Наша задача по данному проекту заключалась: Кастинг диктора Андрей Соколов. Студийная запись диктора Саунддизайн и сведение Клиент: ПАО «Бинбанк»