Обратная связь

Куда вам перезвонить: Telegram, Whatsapp, телефон?

соглашением о конфиденциальности
Фев 05 — 2021

Сленг студий звукозаписи: насколько вы в теме?

Сленг студий звукозаписи

Скорее всего вы ответили: «В теме!», – но вот насколько? Этапы преобразования записи от вибрации связок диктора до получения окончательного звука весьма многочисленны. И такие жаргонные словечки, как, например, Buy-Out и ADR, могут вскружить вам голову, если вы плохо знакомы с этой отраслью. На пути к идеальной озвучке вы встретите множество специфических слов. И вам будет непросто, если вы не эксперт... Так давайте же сделаем вас экспертом!

Запись закадрового голоса, как и другие формы продакшена, далеко не проста. Это многослойный, живой, дышащий Голиаф с множеством различных винтиков, которые позволяют перенести что-то от сценария до финального исполнения в вашем проекте.

Запись, редактирование, продюсирование, мастеринг – все это основные элементы, которые мы можем отнести к процессу озвучивания. Однако это все еще слишком общие термины, чтобы полностью объяснить, что происходит за кулисами каждого этапа звукового производства.

В этой статье делается попытка демистифицировать наиболее распространенный жаргон и разъяснить вам, что происходит «под капотом». Таким образом вы можете оставаться в курсе событий и быть вдвойне уверенными, что вы используете и платите только за те элементы, которые вам действительно нужны.

Вот 13 основных терминов, которые ВАМ неплохо было бы знать

1. BSF (Basic Studio Fee/ Basic Session Fee). Базовая плата за студию / за базовую сессию.

Это термин, который нельзя игнорировать. Плата за базовую сессию – это базовая стоимость, которая выплачивается актеру озвучивания за время, которое он проводит в студии. Это, конечно, не означает «фикспрайс», основанный исключительно на времени. И конечно, гонорар будет варьироваться от диктора к диктору, актер с большим опытом или более сложный проект, либо для более значительного клиента потребует более высокого гонорара.

Что важно помнить о BSF, так это то, что она согласовывается до бронирования. BSF может быть не меняемой величиной или варьироваться в соответствии с продолжительностью материала или количеством слов в сценарии.
  

2. Права / ИС (интеллектуальная собственность)

Это дословно означает: я владею этой идеей, продуктом, брендом, изобретением, образом.

Существуют некоторые разногласия относительно того, как ИС распространяется на собственный голос, но несомненно то, что использование голоса в коммерческих целях, особенно для озвучивания в рекламе, электронных устройствах, играх и т.д., определенно является интеллектуальной собственностью диктора, и ответственность за нарушение этих прав прописана в законе. Условия приобретения ИС заказчиком обговариваются до старта самой работы и закрепляются в договоре/контракте.

Право собственности на звуковое исполнение означает, что оно может быть передано по лицензии, либо переходит к заказчику в порядке отчуждения. Ваш труд и ваш голос принадлежат вам!

3. Плата за использование / лицензирование

Еще одна важная часть дикторского жаргона для делового «звукооборота». Это относится к доступу компании к правам на использование звука за кадром в течение определенного периода времени. Если использование фонограммы дикторской озвучки лицензируется, например, сроком на два года, повторное использование этого голоса в проекте после согласованного периода времени потребует продления. Наметилась тенденция к тому, что клиенты пытаются получать права на использование озвучки бессрочно, но мы не рекомендуем этого делать. Любой цивилизованный бизнес должен, в свою очередь, уважать права исполнителей, которых он нанимает.

4. Выкуп

Еще один «деловой» термин! Тут всё просто. Если вы не хотите оплачивать лицензионный сбор за исполнение, вы можете выкупить права. По сути, это дает вам абсолютные права на фонограммы озвучивания в проекте на неограниченный срок.

Это означает, что звук принадлежит вам, и вы можете делать с ним все, что угодно и когда угодно. Это может быть полезно для образовательных или корпоративных видеороликов с небольшой, конкретной профессиональной аудиторией, однако у этого есть некоторые этические проблемы эксплуатации при неправильном использовании.

5. Микрофон

Этот девайс может не казаться жаргонизмом в мире саунда, однако некоторые элементы этих микрофонов, безусловно, таковы.

«Икс эл эр» (XLR). По сути, это профессиональный стандарт подключения микрофона к звуковому интерфейсу. В отличие, например, от микрофонов типа USB. Справедливости ради отметим, что во время пандемии 2020 года этот тип микрофонов вырос в использовании в десятки раз. Звук будет хуже, чем у XLR, но с таким микрофоном могут работать даже люди, не знакомые с профессиональной спецификой, то есть рядовые пользователи.
«Иксэлэр-микрофоны» необходимы для производства высококачественного звука и, безусловно, станут «рабочими лошадками» для записи голоса за кадром. Чтобы использовать такой тип микрофонов, вам понадобится DAW (цифровая звуковая рабочая станция, или «ди эй дабл ю»), о ней мы расскажем ниже.

На рынке представлено огромное количество всевозможных микрофонов, но нас интересуют два: конденсаторный и динамический. Конденсаторный микрофон очень чувствителен, с более тонкой диафрагмой, способный детально улавливать чрезвычайно низкие и высокие частоты. Это отличный микрофон для записи голоса, так как он будет записывать все голосовые нюансы актеров озвучивания.

И наоборот, динамический микрофон менее чувствителен. Он не такой детальный или точный в отношении звука, однако при этом окружающие шумы и другие артефакты вряд ли будут слышны на записях. У менее чувствительного микрофона есть свои преимущества. Динамические микрофоны, как правило, используются в теле- и радиовещании, в подкастинге, на живой музыке и на трансляциях из-за их «надежного» звука.

В то время как в студиях используется первоклассная акустическая обработка, при которой только звуки, которые должны быть записаны, улавливаются микрофонами (отлично подходит для конденсаторного микрофона), в домашней студии обработка может быть менее эффективной. Это может привести к тому, что конденсаторный микрофон уловит много дополнительного фонового шума (никто не хочет слышать, как ссорятся их соседи в записи закадрового голоса!). Динамический микрофон может дать здесь явное преимущество, поскольку он улавливает только голоса, близкие к нему. Однако он имеет другой звуковой характер и может не подходить для клиента. Но наше личное мнение: конденсаторный микрофон лучше.

6. Поп-фильтр (Pop-Shield или Pop-Guard)

Вы когда-нибудь задумывались, что такое поп-шум в записи? Мы не слышим его, когда говорим в реальной жизни, но тогда что это и откуда он берется? Почему эти шумы вырезают из речи и вокала и еще берут за эту операцию деньги?

Что ж, причина, по которой вы это слышите, в том, что называется «взрывными» звуками. По сути, это порывы воздуха, которые происходят, когда кто-то произносит в микрофон взрывные согласные буквы Б-П, Д-Т или какой-нибудь другой звук с высоким звуковым давлением.

Этот неприятный артефакт часто возникает при использовании конденсаторных микрофонов, поскольку их мембраны (эдакий кружочек в центре микрофона) более чувствительны.

Бороться с этим звуковым браком помогают поп-фильтры.
Это обычный кусок синтетического материала, который находится перед микрофоном. Образно физику этого занимательного процесса – избавление от перегрузки мембраны – можно описать так: звуковая волна, летящая с большим напором, попадает на поверхность поп-фильтра, который, словно волнорез, разбивает её на мелкие звуковые частицы. Эти отдельные частицы уже не имеют своей изначальной взрывной силы и не могут атаковать мембрану микрофона с мощной силой. Хороший пример этого процесса – волнорезы на берегу городских пляжей. Они разбивают волны, предотвращая
разрушение набережных. В нашем случае этой «набережной» является высокочувствительная мембрана микрофона.

7. Аудиоинтерфейс

Эти устройства используются как в любительской, так и в профессиональной работе с аудио. Аудиоинтерфейсы соединяют микрофон и другие устройства с компьютером. Если вы используете в работе XLR-микрофоны, о которых мы говорили выше, то без аудиоинтерфейса не обойтись.
Кстати, любой качественный аудиоинтерфейс со входом XLR и фантомным питанием, как правило, поставляется со встроенным предусилителем, который играет важную роль в записи закадрового голоса. Предварительный усилитель увеличивает мощность электрического сигнала с микрофона перед преобразованием в цифровой сигнал. Это гарантирует, что в получившемся цифровом сигнале будет меньше цифрового шума или помех. А значит звук будет более качественным.

8. DAW (англ.: Digital Audio Workstation – цифровая звуковая рабочая станция)

Ди эй дабл ю – это ключевой аппаратно-программный элемент, центр управления звуковым полетом, который объединяет все воедино. Функции DAW в основном заключаются в записи, редактировании и микшировании звука для обработки аудиопродукции. По-простому говоря, это программа для звукозаписи и монтажа. Наиболее распространенные (от более простых к более сложным): Logic, Sound forge, Reaper, Adobe audition, Pro Tools.

DAW можно приобрести как по подписке, так и «коробочно», в виде файла установки программы.

9. Частота, EQ (эквалайзер) и компрессор (3 термина по цене одного!)

Частота

Вот где закадровый сленг переходит на признаки научного. Это уже целая математика. А также геометрия и физика в одном флаконе. Звук – это волна, которая движется по воздуху, достигая наших ушей и производя слышимый звук. Количество «волн» в течение определенного времени в виде пиков и впадин, называется частотой. Частота измеряется в герцах (Гц). Обычно в студиях звукозаписи работают в следующих частотных и битных (об этом будет отдельный пункт нашей статьи) диапазонах: 48000/24, 44100/16 и так далее. Но частот в звукозаписи много – это не только «семпл рейт», но и частоты как составляющие тембральные и звуковые характеристики самих записей.

Эквалайзер

EQ – это плагин, который позволяет вам изменять громкость (амплитуду) выбранных диапазонов частот. С помощью эквалайзера можно усиливать полезные и уменьшать ненужные звуковые частоты в аудиоклипе. Правильное (а, главное, минимальное) использование эквалайзера при записи позволит сделать упреждающие настройки при подготовке к редактированию. По сути, чем больше вы подумаете об этом перед записью и редактированием, тем меньше у вас будет работы во время редактирования. Но в большинстве случае лучше всё-таки обойтись без использования эквалайзера – это как приправа в еде. Качественным продуктам практически не нужны искусственные усилители вкуса.

Компрессор

Сжатие звука – полезный инструмент, который можно экономно использовать при записи голоса за кадром. Проще говоря, компрессия заключается в том, чтобы сделать самые громкие звуки тише и сделать громче самые низкие звуки (уменьшая динамический диапазон). Если поместить эти звуки в одну и ту же область громкости, клип будет звучать менее изменчиво (динамично) и более равномерно для уха.

В конце концов, представьте, что вы слышите шепот и крик на одной звуковой дорожке. Если звук не сжат, то разница в динамическом диапазоне будет неприятной.

С другой стороны, следует быть осторожным, чтобы не переусердствовать. Если вы не знаете, как использовать компрессор, лучше не использовать его. Звук на одном уровне очень быстро утомляет слушателя, особенно в такой сфере, как аудиокниги. 

10. «Вавки», «эмпэтришки», «флаки»

Есть много разных форматов аудиофайлов. Их можно разделить на два типа: без потерь качества и с потерями. Все сводится к размеру файла и сжатию данных. Файлы с потерями, такие как файлы .mp3, удаляют кажущиеся незначительными элементы аудиоданных для создания файлов меньшего размера. Как правило, удаляется высокочастотный спектр, отвечающий за сочность, воздушность и легкость.

А вот файлы без потерь оставляют данные неповрежденными. 24-битные файлы .wav 44100/48000 кГц – хороший пример файлов без потерь.

Потеря данных в .mp3 файле не окажет на рядового слушателя заметного воздействия. Обычный человек, вероятно, даже не заметит разницы. Однако при профессиональном озвучивании видеоигр или рекламы это становится критически важным.

Для профессионального медиапроизводства рекомендуется записывать и хранить файлы в форматах без потерь. В таком случае их можно будет редактировать снова и снова.

11. Битрейт

Бит относится к базовой единице информации в цифровых коммуникациях и вычислениях. Битрейт – это количество битов, переданных за период времени. В профозвучке более высокий битрейт обычно означает превосходное качество звука, что, в свою очередь, означает лучший звук для слушателя. Большинство профессиональных студий звукозаписи записывают в 24-битном или даже 32-битном формате, но для озвучивания по-прежнему широко используется 16-битный формат. 16-битное качество используется на профессиональных аудио компакт-дисках.

Есть аргументы против завышенной скорости передачи данных. В низкокачественных наушниках и динамиках эти улучшения не используются, а высокая скорость передачи данных может быть ограничена с помощью потоковых сервисов. Однако, как правило, имеет смысл придерживаться более высокого уровня доступных параметров битрейта и делать выбор в отношении выходного битрейта в зависимости от вашего метода распространения и форматов файлов.
  

12. ADR (Автоматическая замена диалога)

Эй Ди Ар – долгий и трудоемкий процессом для любого, кто не имеет опыта в этой области. Этот процесс сводится к перезаписи звуковых дорожек с целью, чтобы они соответствовали движениям губ оригинального актера. Это сложно, так как оригинальные речевые модели актера могут быть непредсказуемыми по темпу и разборчивости.

При записи диктор будет смотреть фильм, а на студии выполнят ADR поверх оригинального исполнения, чтобы новый голос максимально соответствовал оригиналу. Это может стать проблемой для актеров, работающих удаленно.

Опыт имеет первостепенное значение для озвучивания ADR. Это обычная практика в голливудских блокбастерах, и изучение техники ADR, безусловно, является тем, с чем нужно разобраться любому начинающему закадровому чтецу.
  

13. Дубляж

Дублирование голоса за кадром – это, по сути, техника замены языка, которая обычно выполняется в целях перевода и локализации. Однако есть случаи, когда оно может быть использовано на языке оригинала фильма (липсинк). Дублирование устраняет технические неисправности и обеспечивает лучшее качество звука, чем было доступно на съемочной площадке.

Когда используется дубляж? Как и в случае с ADR, это сложнее, чем просто произносить переведенные строки. Дублирование должно быть синхронизировано с движениями губ оригинального исполнителя. Следовательно, сценарий (в дубляже его называют «укладкой») также должен быть написан так, чтобы совпадать по времени с оригиналом.

Мы разобрали 13 сленговых выражений студий звукозаписи, но это далеко не полный дикторский профессиональный словарь, актуальный на 2021 год. Хотите узнать больше, приходите в Рексквер.

Узнать стоимость



Смотрите также
Спасибо!

Заявка успешно отправлена. Наши специалисты свяжутся с вами в ближайшее время

Спасибо!

Скоро мы отправим Счет-оферту на указанный Вами электронный ящик.
Если Вы не получили документ, пожалуйста, свяжитесь с нами: rec@recsquare.ru. Спасибо!

Оставить заявку
соглашением о конфиденциальности
Заказать подборку региональных дикторов

Оставьте Ваши контакты и наши специалисты предоставят информацию по всем региональным дикторам и ценам

Заказать звонок
___

Наша задача по данному проекту заключалась: Кастинг диктора Андрей Соколов. Студийная запись диктора Саунддизайн и сведение Клиент: ПАО «Бинбанк»