Иващенко Пётр. «Гланц и другие»
С актёром Петром Иващенко (Гланцем) «Рексквер» работает около 15 лет – еще до того, как наша компания была официально зарегистрирована в России. Поэтому по взаимной договоренности мы публикуем мини-интервью с использованием личного местоимения «ты». Беседу провёл Александр Татаринцев – генеральный менеджер «Рексквер».
Пётр, ты актёр. Но у тебя ведь непрофильное образование?
– У меня высшее образование, но не профильное.
Актёр без диплома, короче.
– Да.
Пётр: «Первый фильм решил озвучить просто так, для друзей».
Как получилось, что стал актёром? Как впервые оказался в профессии, у микрофона, в частности?
– У микрофона я впервые оказался, когда стал озвучивать компьютерные игры в компании «Фаргус». А первый фильм решил озвучить просто так, для друзей, поскольку не было перевода. А когда пошли заказы, всем понравилось, то решил связать себя с озвучкой.
А образование профильное вообще не связано с озвучкой?
– Нет, я программист, системный аналитик.
Ух ты, ничего себе! То есть ты айтишник.
– Да, и я долго работал по профессии.
А что нравится или, скажем так, получается больше всего в озвучивании – дубляж кино, компьютерные игры, аудиокниги, реклама? Есть какой-то любимый жанр?
– Ты знаешь, как такового любимого нет. Они очень разные, эти жанры, к сожалению, чтобы сказать, что это любимый, а остальные не такие любимые. В каждом их этих жанров есть интересные работы, которые не жалко вспомнить.
А всё-таки какой-то предмет для гордости в твоей работе…
– Предмет для гордости… Слушай, я не умею списки составлять, выбирать что-то одно, когда говорят: «А вот что делалось прекрасного или не прекрасного». Ну вот из последнего неожиданно получился неплохо фильм «Неогранённые драгоценности» (Netflix – прим. «Рексквер»). Это не то что предмет гордости, это я к тому, что был очень сложный фильм. Он так снят, что там параллельно минимум пять человек говорят. Весь фильм. Это такой режиссёрский ход, который, конечно, безумно усложняет работу над озвучкой. И тем не менее мы его записали за один присест. Я думал, что вообще ничего не выйдет, а получилось.
Пётр Иващенко: «Искусство нюансировки есть отнюдь не у каждого хорошего актёра…»
Поменяемся местами с твоим заказчиком – прокатчиком, издательством, рекламным агентством… Тебе дали на кастинг 10 голосов, один из которых будет читать, скажем, рекламу банка. Все голоса прекрасные. По каким критериям лично ты выбрал бы лучший?
– По умению ловить самые маленькие нюансы. Есть очень хорошие голоса, но при этом они не нюансированы. Дело в том, что в рекламе очень важно хорошо слышать – слышать именно нюансы. Ты вроде бы говоришь три слова, и тебя заказчики два часа мучают и не могут объяснить, что же они от тебя хотят. А хотят они именно нюансы – какое-то слово чуть-чуть выделить, чуть-чуть подчеркнуть. Искусство нюансировки есть отнюдь не у каждого хорошего актёра. Как ни странно.
«Когда я вёл на радио программу о кино, каждый раз рассказывал про одну интересную книгу, которую рекомендую прочитать»
Какую, с твоей точки зрения, пользу обществу приносит твоя работа?
– Я, наверное, больше пользуюсь принципом «Не навреди». То есть я точно не врежу обществу. Не озвучиваю рекламы казино (хотя они гораздо больше денег предлагают), всяких непонятных медицинских добавок и прочего говна. Я всегда отказываюсь от любой политики, хотя, опять же, это самые большие деньги. Я прежде всего стараюсь не навредить. А второе – просветительская польза. Даже когда я вёл на радио программу о кино, каждый раз рассказывал про одну интересную книгу, которую рекомендую прочитать. И вот сколько у меня вышло – 200 программ – 200 книг успел порекомендовать.
Люди узнали о двух сотнях новых книг. Круто.
– Ну да, стараться донести до людей что-то хорошее. И мир вокруг них тоже менять в лучшую сторону. Например, у меня было так с Правительством Москвы. У них не было бюджета, и какой-то свой диктор читал им рекламу, объявлял остановки на маршрутах М, которые «Магистраль» называются. Говорю: «Давайте я вам бесплатно, по-человечески это прочту. Просто чтобы звучало». И реально мне потом народ писал: «Так приятно слышать человеческий голос в троллейбусе, а не заученные интонации».
Иващенко Пётр. «Гланц и другие»
Иващенко: «Должны пройти годы, чтобы получилось действительно хорошо»
Это я был одним из тех, кто писал на каком-то форуме о том, что сейчас стало по-человечески, это правда и спасибо тебе за такой подход к делу и жизни. Какие профессиональные рекомендации или советы ты дашь тем, кто только постигает азы твоей профессии и делает в ней первые шаги?
– Вот удивительно: никаких я не могу дать советов. Поскольку я профессионально не учился, как я могу кому-то что-то советовать. Советовать могут учителя. Я могу только посоветовать много работать, если хочешь добиться чего-то хорошего. Не ждать, что ты сел к микрофону и через день у тебя получится хорошо. Должны пройти годы, чтобы получилось действительно хорошо. И надо добиваться своего. Есть два типа людей, которые быстрее всех проигрывают. Первый тип, который просто сдаётся, он не может больше двух-трёх месяцев заниматься чем-то в стол (а поначалу эта работа всегда в стол, потому что никому ты, собственно говоря, не нужен, другие есть люди). А второй тип – те, которые бомбардируют студии своими демками (Демонстрационными записями голоса – прим. «Рексквер». Например, человек присылает демку, ему пишут: «У тебя проблемы такие-то и такие-то». Через неделю опять шлёт: «Ну вот, лучше стало?». Должен пройти год ежедневной работы, чтобы стало лучше. А фиговую демку студии запоминают и потом, когда человек пытается вылезти второй или третий раз, его уже сразу лопатой по голове бьют, даже ничего слушать не будут.
Ну да, смысл понятен: не останавливайтесь – и воздастся.
– Это да, в двух словах.
- Есть какая-нибудь любимая, а, может быть, даже своя фирменная «разминалка» для речи?
– Нету. Вот меня всё время спрашивают. Нет, ничего я не разминаю. Никогда. Я просто сажусь и пишу. Стараюсь не делать этого сразу после сна, естественно, потому что ещё не проснулся голос, как говорится, и так далее. Спокойно, обстоятельно завтракаю, с собакой гуляю, а потом готов работать.
Какой-нибудь интересный, запоминающийся случай в работе, если вспомнишь что-то сходу.
– Не знаю. У меня нет запоминающихся случаев на работе. Серьёзно, я не знаю, что тебе рассказать. Их было настолько много, но я их все уже перезабывал. Какие-то рассказывал в своё время, но я реально уже не помню. А сейчас карантин (Прим. «Рексквер» – на момент беседы; апрель 2020). Сейчас вся работа дома. Поэтому особо запоминающегося, что было бы смешно и что можно было рассказать – ничего такого и нет.
Ну вот те, кто на карантине, они запомнят этот случай в своей жизни обязательно.
– Вот карантин – да, это и есть особый запоминающийся случай в моей жизни.
Который, в принципе, мало чем отличается от обычной повседневной работы.
– Не, ну он связан с озвучкой. Никогда я так много дома не работал. А беда-то в том, что дети тоже на карантине. Соответственно, работать в пять раз тяжелее. Так-то ребёнок в саду – сиди себе и работай. А так он у тебя по голове ходит. Так что кому хорошо, а кому и тяжелее стало.
Солидарен. Мою дверь сейчас уже будут брать на абордаж. Здорово получилось, очень кратко, лаконично и профессионально. Спасибо тебе большое за уделенное время.
– Тебе и твоей компании спасибо. Звоните, пишите, присылайте работу.