Немного об авторских и смежных правах в индустрии звука
Никогда не спорьте о том,
что было первичным: музыка или текст.
Неизвестный философ.
Вначале было слово… И слово это было написано писателем, поэтом или копирайтером и возникло авторское право. Это первое и важнейшее звено: без разрешения автора произведение не может быть никем прочитано, спето, переработано и тд.
Затем наше слово было прочитано актёром или спето вокалистом. И возникло исполнение – смежное право. Да не одно, а целых два: у исполнителя своё (на исполнение), а у студии звукозаписи, на оборудовании которой слово было записано, своё (на запись фонограммы).
Музыку, которую мы будем использовать в нашем произведении, кто-то придумал (композитор). Авторское право.
Мелодию кто-то сыграл (право на исполнение). Кто-то записал (право на запись). Кто-то свёл в единое произведение (права на фонограмму) – это в различных вариациях смежные права.
А дальше ведь монтаж? – деликатно спросят любознательные читатели и будут совершенно правы! Запаситесь попкорном и вы непременно всё узнаете.
Чтобы наша фонограмма (компиляция слова и музыки) звучала любо и гоже, её надо обработать и придать ей лоску. Это монтаж, в ходе которого тоже возникают разные права.
Таинством монтажа (сведЕния) владеет звукорежиссер, у которого тоже возникает смежное право на монтаж фонограммы. Это право он обычно передает в ходе работы своему работодателю, если он работает не на себя.
При желании можно обнаружить еще несколько прав (например, если мелодия после композиторского «пера» была сыграна не на компьютере, а записана вживую, да с несколькими музыкантами, да еще и с вокалистами, бэк-вокалистами, актёрами и прочими артистами. В таком случае у каждого исполнителя своей партии возникает своё право).
Да: и этот текст – в чистом виде авторское право – и принадлежит он тому, кто его придумал. Но этот выдумщик разрешил вам его прочитать и даже репостнуть, чтобы пользоваться по своему усмотрению в некоммерческих целях на территории всего мира!