Кровь из ушей. Почему вы ненавидите звук собственного голоса?
«Страх и ненависть в ушной раковине»
Один из частых вопросов, которые нам застенчиво задают клиенты, приходящие в студию для участия в записях, звучит так: «Ой, у вас (диктора) такой потрясающий голос! А я свой собственный просто слушать не могу. Звучит совсем некрасиво и неестественно. С этим можно что-то сделать?»
Отвечаем: «Можно. Привыкнуть».
Да, как ни крути, человек — существо, которое ко всему привыкает. Даже к звукам своего голоса в записи. Вообще неприятие звучания собственного голоса — настолько распространённая ситуация, что для неё даже придумали красивый научный термин. Голосовая конфронтация.
Для того, чтобы понять, почему вообще голос так себя ведёт, давайте обратимся к науке и взглянем на пару любопытных исследований. Увы, не наших.
Приятные вибрации
Профессора университета в Корнуолле нашли вполне правдоподобное объяснение тому, зачем записанный голос так прискорбно скукоживается, попадая в уши отправителя. Найденный ими ответ состоит в том, что восприятие собственного голоса, когда мы говорим, состоит из вибраций двух типов: акустических и физических.
У говорящего вибрируют голосовые связки и резонаторные полости организма: грудь, голова со всеми её пазухами, да в принципе, всё тело человека является одним большим резонатором («колоколом», как любят говорить на занятиях по сценической речи). Никто, кроме нас, не слышит этих внутренних колебаний, происходящих в нашем теле. Их «слышит» только наш мозг и суммирует с колебаниями звуковыми, проникающими через уши.
В итоге нехитрой математической операции мозг моделирует в голове объёмное звучание нашего голоса. Таким образом, восприятие своего голоса является во многом вымышленным — совсем не таким, каким его слышат другие люди.
И совсем иное дело, когда мы слушаем себя в записи. В этом варианте у нас остаются только внешние акустические вибрации — без внутренних. Нарушаются привычные ощущения, которые обычно сопровождают восприятие голоса изнутри, поэтому его звучание кажется неестественным, обеднённым, сдавленным, зажатым и т.д. (Дополните описание своими нелестными эпитетами и ни в чём себя не ограничивайте).
Череп и кости
Другое, но очень похожее объяснение связано с понятием костной проводимости звука. Вы наверняка слышали, что есть даже особые «костные» наушники, которые не нужно вставлять в уши. Они долбят в мозг прямо через височные кости. Почти как гопники в спальном районе, только наушники.
Так вот, костная проводимость в контексте восприятия своего голоса означает, что большая часть звука поступает в мозг не через уши, а прямо через кости черепа. Внутренняя, костная, проводимость имеет свойство усиливать низкие частоты. Поэтому мы воспринимаем свой голос более глубоким и насыщенным, чем другие люди.
Когда мы слышим свой голос в записи, механизм его восприятие становится другим. Звук проходит по воздуху и попадает в уши — в этом случае присутствует только воздушная проводимость. Вибрации барабанных перепонок передают звуковые колебания во внутреннее ухо, где улитка стимулирует нервные аксоны, которые уже посылают слуховой сигнал в мозг.
В общем, то еще «В мире животных», но в итоге записанный голос по сравнению с тем, что звучит внутри нас, благодаря «срезанию» низких частот звучит выше, тоньше и резче, что кажется нам малоприятным и уж точно неправдивым.
Проблема в мозгах
Ещё одна проблема, связанная с восприятием собственного голоса, — чисто психологическая. В журнале «Клиническая отоларингология» за 2005 год было опубликовано исследование «Достоверность и обоснованность самооценки пациентом качества собственного голоса» (The reliability and validity of patient self-rating of their own voice quality).*
В исследовании 35 взрослых участников с различными нарушениями голосовой функции (дисфонией), но без каких-либо нарушений слуха должны были оценить свой голос на записях. Параллельно с испытуемыми свою оценку голосам давали клинические специалисты. Авторы исследования выяснили, что участники практически во всех случаях оценивали свой голос гораздо строже и хуже, чем внешние эксперты.
В исследовании делается предположение, что пациенты оценивают по большей части соответствие голоса своему субъективному восприятию, а не его реальное звучание. Кроме того, часто можно констатировать не проблемы голосового характера, а нереалистичные представления и ожидания пациентов от своего голоса, и именно над ними нужно работать людям вместе со специалистом.
Так кто прав: мозг или ухо?
Разумный вопрос. Копания в человеческой психологии, похоже, не отвечают на вопрос: чему в итоге доверять? И как наш голос звучит на самом деле?
Чтобы понять это раз и навсегда, предлагаем вам простейший эксперимент. Возьмите пару листов бумаги А4, пару пластиковых папок или возьмите в одну руку сковородку, а в другую — разделочную доску. Прислоните выбранные для эксперимента предметы к голове спереди от ушей.
Начните произносить фултонскую речь Черчилля или рецепт куриного бульона из книги рецептов, держа искусственные преграды у головы. Затем уберите их. Почувствовали, как сильно меняется звук голоса, который вы слышите в первом случае и во втором? Так вот, несмотря на то, что вам привычнее второй вариант, когда ничто не ограничивает доступ звука к ушам, другие люди всегда слышат первый вариант. Его же вы слышите и на записи. Это настоящее звучание вашего голоса.
Кое-что ещё
Вообще, мы придумали сами ещё объяснение загадочному процессу «скукоживания» нашего голоса в процессе прослушивания записи. Видите ли, в нашей стране достаточно суровый климат, и от четырёх до шести месяцев держится низкая температура. А при ней скукоживается и становится не таким объёмным вообще всё в организме — не только голос. Конечно, пока не совсем понятно, почему этот эффект не исчезает в тёплое время года… Но мы продолжаем исследования.
1. Neel Bhatt, Assistant Professor of Otolaryngology, UW Medicine, University of Washington
2. https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/j.1365-2273.2005.01022.x