Какое будущее у подкастов в России?
Сайт Podcasts.ru и редакция «РБК Тренды» изучили, кто и как часто слушает подкасты в России. Агентство «Рексквер» проанализировало работу коллег и собственный опыт записи рейтинговых подкастов. Рассказываем о том, что ждёт этот молодой отечественный рынок и чего от него ждут российские слушатели.
Подкасты популярнее Нетфликса
Подкастинг заслуживает внимания хотя бы потому, что на родине этого формата он обогнал самое популярное из искусств: сегодня в США 80 млн человек каждую неделю слушают подкасты на крупнейших онлайн-платформах. Это почти треть населения страны. Для сравнения, аудитория монстра современного производства сериалов и кино Netflix на 10 млн меньше. При этом запись подкаста обходится гораздо дешевле, чем съемки пилота очередной многосерийной саги. Поэтому популярность аудиоконтента продолжает расти, а студии для записи подкастов открываются по всей стране.
Подкастинг в России: спасибо, Вася!
Мало кто знает, но слушать подкасты российская аудитория начала во многом благодаря популярному ведущему «золотой эпохи» отечественного MTV Василию Стрельникову. Его сервис rpod.ru (сегодня -https://bigpodcast.ru) в 2019 году стал первой онлайн-платформой для подкастинга в России. Спустя год аудитория нового формата составила уже 20% населения страны. При том, что отечественная индустрия еще толком не знала, как сделать подкаст, как записать музыку для подкаста, как заниматься дистрибуцией нового продукта и вообще - будут ли люди слушать подкасты.
30 млн человек, 130 млн долларов прибыли
Именно такие цифры ждут рынок российского подкастинга в ближайшие годы по прогнозам экспертов медиарынка. Успех нового формата стал возможен благодаря трем основным факторам:
1) Распространение формата через продукты Apple
2) Появление в стране собственной успешной платформы Яндекс.Музыка
3) Наличие опытных специалистов и профессиональных студий для записи подкастов
Основную аудиторию подкастов составляет молодежь и активные люди среднего возраста. 60% слушателей - люди в возрасте от 18 до 44 лет. При этом половина пользователей и подписчиков онлайн-платформ - это жители двух столиц.
Услышат все!
Ситуация с подкастингом в России постоянно меняется. Этому способствует развитие и самого формата, и широкое распространение онлайн-платформ. Например, аудитория от 45 лет раньше просто не знала о том, что такое подкаст, а уже сегодня лучшие подкасты - это серьезные научные передачи как раз для взрослых слушателей. С приходом в Россию крупного западного бродкастера Spotify количество прослушиваний подкастов продолжит расти. Особым спросом у аудитории пользуется научно-популярная и юмористическая тематика, но популярность активно набирают и другие передачи: о политике, о медицине и здоровье, формат интервью с публичной персоной.
Инструментарий для создания аудиоконтента также расширяется. Для записи подкастов сегодня используют современное студийное оборудование. Профессиональные продюсеры и музыканты пишут саундтреки для подкастов. Студии ищут всё новые и новые возможности для развития формата. Например, в агентстве «Рексквер» работают с «Мосфильмом», который предоставляет помещения для записи передач с большим количеством спикеров, экспертов и даже зрителей.
Сообразно тому, как растут технические возможности, растет и запрос аудитории на качественный аудиоконтент. Поэтому рискнем сделать прогноз - рынок подкастинга в России только выходит на высокие обороты. Конкуренция среди создателей контента растет, и более успешным становится тот, кто не только лучше понимает аудиторию, но и работает с профессионалами в сфере звукозаписи.