5 ноября 2020
Как записать аудиорекламу и не ударить в грязь лицом
- «Как записать аудиорекламу самостоятельно?». В рейтинге самых часто задаваемых вопросов этот занимает одну из лидирующих позиций. Человек (будем звать его «Шеф») убежден, что у него шикарный голос. Ведь ему постоянно об этом говорят окружающие. Человек уверен, что у него артикуляция на высшем уровне — на школьных конкурсах по чтению стихов Пушкина он занимал третье место. Или даже второе. Сразу после сына директора школы. Человек чувствует в себе творческие силы: на корпоративах все заслушиваются его авторскими тостами. Записать аудиоролик? Подумаешь, делов-то.
Хорошо! Мы не собираемся ставить под сомнение ваши способности и умения. Вполне вероятно, что владелец компании или его секретарь умнейшие и талантливые люди. Тогда мы вам расскажем как записать аудиоролик самостоятельно и не ударить в грязь лицом. Садитесь поудобнее. Мы начинаем.
Фото из фильма «Ванька»
Шеф лично, с секундомером в руке, вышагивал по коридору, репетируя фибулы и преамбулы, полученные накануне от фрилансера из Усть-Илимска. Все отлично, укладываемся в полминуты. Время расчехлить микрофоны. Мы пишем аудиоролик! Через неделю первый выход нашего шедевра в эфире радио «Хит на хите и хитом погоняет». Скоро станем богачами.
*Мелкий шрифт: Перенесемся на пару дней вперед. Оказалось, что юристы радиостанции заблокировали выход ролика в эфир, потому что в тексте отсутствовала необходимая правовая информация.И да, она тоже должна была поместиться в 30 секунд. УПС.
Фото из фильма «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». Мосфильм, 1965
В офисе обед. Тихо. Шеф и Васильич заперлись в каморке уборщицы. Это самая лучшая звукоизолированная кабинка ̶в̶ ̶м̶и̶р̶е̶ в офисе.
Подключили микрофон и звуковую карту к ноутбуку шефа. Только на нем установлена лицензионная Винда. Скачали из Сети бесплатную программку Audacity и вот он! Торжественный момент. Владелец компании, набрав в грудь пыльного воздуха (опять Марья Ивановна мешок пылесоса не почистила) читает первый дубль. За ним второй. Так творится история. Будущий бриллиант рекламного мира получает огранку...
*Мелкий шрифт: шеф неприятно удивлен. Его голос на записи звучит совсем не так как он ожидал. Думал, что звучит почти как Чонишвили. Но увы... Ладно, отступать поздно. Впереди монтаж и саунд-дизайн.
Спустя 6 часов, две пачки сигарет и три литра кофе, Шеф и Васильич остались довольны результатом. Это должно сработать! Трек, который звучит на заднем плане сейчас весьма популярен, лидер чартов и программ по заявкам слушателей. Наш ролик будет успешен. Его будут любить, переслушивать и передавать из рук в руки. Продажи вырастут до небес. И деньги потекут рекой.
*Мелкий шрифт: Перенесемся на пару дней вперед. Оказалось, что юристы радиостанции заблокировали выход ролика в эфир, потому что нужен какой-то дурацкий «паспорт». Паспорт Шефа с пропиской не подошел.
Да, да. Разумеется, вся история это плод нашей фантазии. Но история, просим заметить, основанная на реальных событиях. Очень многие из тех заказчиков, с кем мы обсуждали запись аудиорекламы, готовы были сами ринуться в бой. Записать ролик своими силами практически по описанной выше схеме. И даже были такие случаи. Вполне допускаем, что имели место удачные эксперименты. Но, чаще всего такие затеи обречены на провал.
1. Сценарий должен писать сценарист, копирайтер. Это важнейший и сложнейший элемент в работе. Зачастую текст ролика стоит дороже, чем вся остальная работа вместе взятая. Согласитесь, ведь идея и мысль — это самое дорогое в наше время.
2. Звук нужно писать в профессионально подготовленном помещении. Это называется студия. Микрофоны и оборудование должны быть настоящими, качественными. Игрушки, которые продают в магазине под видом микрофона, даже не обсуждаются. Голос диктора — второй по важности элемент при создании ролика. Не изобретайте велосипед. Пусть ваш ролик звучит самым красивым и поставленным голосом.
3. Музыка и звуковые эффекты, которые используются для оформления аудиорекламы, должны быть легальными. У них должен быть документ, который позволяет вам использовать данные материалы в работе над роликом. Паспорт ролика — официальный документ, который у вас потребуют на радиостанции для того, чтобы не нарушать закон о радиовещании. Эти документы выдает студия аудиопроизводства. Такая, как «Рексквер».
Мы раскрыли все карты. Теперь вы знаете как записать аудиорекламу и не ударить в грязь лицом. Просто доверьте работу профессионалам. Обещаем, что в свою очередь мы пойдем за вкусными пирогами к пекарю, за одеждой — к портному, а ботинки в ремонт отнесем сапожнику. Каждый в этом мире должен заниматься своим делом. Занавес.
Хорошо! Мы не собираемся ставить под сомнение ваши способности и умения. Вполне вероятно, что владелец компании или его секретарь умнейшие и талантливые люди. Тогда мы вам расскажем как записать аудиоролик самостоятельно и не ударить в грязь лицом. Садитесь поудобнее. Мы начинаем.
Фото из фильма «Ванька»
Акт Первый: Ванька и Сценарий
Вот он! Важнейший момент, ключевой. Роль сценария в эффективности вашего грядущего рекламного шедевра переоценить невозможно. Это соль и сок одновременно. Если шеф компании решил лично писать голос для ролика, то осмелимся предположить что и текст сценария будет принадлежать его же перу. Нет? Черт, он догадался нанять фрилансера Ваньку. Что же, пусть будет так, но иногда лучше привлечь к проекту человека хоть с каким-то опытом, чем доверить сей творческий момент главному инженеру (он в школе получал хорошие отметки за сочинения).Шеф лично, с секундомером в руке, вышагивал по коридору, репетируя фибулы и преамбулы, полученные накануне от фрилансера из Усть-Илимска. Все отлично, укладываемся в полминуты. Время расчехлить микрофоны. Мы пишем аудиоролик! Через неделю первый выход нашего шедевра в эфире радио «Хит на хите и хитом погоняет». Скоро станем богачами.
*Мелкий шрифт: Перенесемся на пару дней вперед. Оказалось, что юристы радиостанции заблокировали выход ролика в эфир, потому что в тексте отсутствовала необходимая правовая информация.И да, она тоже должна была поместиться в 30 секунд. УПС.
Фото из фильма «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». Мосфильм, 1965
Акт второй: Васильич и его звуковая карта
Разрешите познакомить вас со звукорежиссером проекта. Зигизмунд Васильевич — сетевой гуру, админ и просто душевный человек. Он следит чтобы все компы в офисе работали, чтобы электронная почта приходила, а факс — печатал. А еще Васильич стримит какой-то ВОВ. У него дома есть крутой микрофон и звуковая карта. Он купил этот крутой звукозаписывающий комплект на рынке в Митино, когда был летом проездом в Москве. Продавец уверял, что за 6000 рублей ничего круче в столице нет. И да, продавец не обманывал. Секретарь Катя уверена, что «стримит» — это что-то нехорошее и об этом вслух не принято.В офисе обед. Тихо. Шеф и Васильич заперлись в каморке уборщицы. Это самая лучшая звукоизолированная кабинка ̶в̶ ̶м̶и̶р̶е̶ в офисе.
Подключили микрофон и звуковую карту к ноутбуку шефа. Только на нем установлена лицензионная Винда. Скачали из Сети бесплатную программку Audacity и вот он! Торжественный момент. Владелец компании, набрав в грудь пыльного воздуха (опять Марья Ивановна мешок пылесоса не почистила) читает первый дубль. За ним второй. Так творится история. Будущий бриллиант рекламного мира получает огранку...
*Мелкий шрифт: шеф неприятно удивлен. Его голос на записи звучит совсем не так как он ожидал. Думал, что звучит почти как Чонишвили. Но увы... Ладно, отступать поздно. Впереди монтаж и саунд-дизайн.
Акт третий: Музыка и пираты
Шеф мудро решил, Васильич не менее мудро согласился. Ролик надо украсить музыкой. Желательно известной и популярной. Чтобы с первых секунд привлечь внимание аудитории. Не имея ни малейшего представления о том, что такое авторские права и с чем их едят, начинающие звукоинженеры накачали треков из близлежащей социальной сети, где все друг с другом в контакте.Спустя 6 часов, две пачки сигарет и три литра кофе, Шеф и Васильич остались довольны результатом. Это должно сработать! Трек, который звучит на заднем плане сейчас весьма популярен, лидер чартов и программ по заявкам слушателей. Наш ролик будет успешен. Его будут любить, переслушивать и передавать из рук в руки. Продажи вырастут до небес. И деньги потекут рекой.
*Мелкий шрифт: Перенесемся на пару дней вперед. Оказалось, что юристы радиостанции заблокировали выход ролика в эфир, потому что нужен какой-то дурацкий «паспорт». Паспорт Шефа с пропиской не подошел.
Как записать аудиорекламу. Финал
Голос из зала: — «Вы все выдумали!»Да, да. Разумеется, вся история это плод нашей фантазии. Но история, просим заметить, основанная на реальных событиях. Очень многие из тех заказчиков, с кем мы обсуждали запись аудиорекламы, готовы были сами ринуться в бой. Записать ролик своими силами практически по описанной выше схеме. И даже были такие случаи. Вполне допускаем, что имели место удачные эксперименты. Но, чаще всего такие затеи обречены на провал.
1. Сценарий должен писать сценарист, копирайтер. Это важнейший и сложнейший элемент в работе. Зачастую текст ролика стоит дороже, чем вся остальная работа вместе взятая. Согласитесь, ведь идея и мысль — это самое дорогое в наше время.
2. Звук нужно писать в профессионально подготовленном помещении. Это называется студия. Микрофоны и оборудование должны быть настоящими, качественными. Игрушки, которые продают в магазине под видом микрофона, даже не обсуждаются. Голос диктора — второй по важности элемент при создании ролика. Не изобретайте велосипед. Пусть ваш ролик звучит самым красивым и поставленным голосом.
3. Музыка и звуковые эффекты, которые используются для оформления аудиорекламы, должны быть легальными. У них должен быть документ, который позволяет вам использовать данные материалы в работе над роликом. Паспорт ролика — официальный документ, который у вас потребуют на радиостанции для того, чтобы не нарушать закон о радиовещании. Эти документы выдает студия аудиопроизводства. Такая, как «Рексквер».
Мы раскрыли все карты. Теперь вы знаете как записать аудиорекламу и не ударить в грязь лицом. Просто доверьте работу профессионалам. Обещаем, что в свою очередь мы пойдем за вкусными пирогами к пекарю, за одеждой — к портному, а ботинки в ремонт отнесем сапожнику. Каждый в этом мире должен заниматься своим делом. Занавес.