История подкастов в России
Всего лишь через год после появления первого подкаста в истории, в 2005 году, известный радиоведущий MTV Russia Василий Стрельников (по совместительству и диктор нашего агентства) основал платформу Russian Podcasting (RPod), взвалив на себя все тяготы первопроходца.
Первым быть сложно
Мысль о подкастах возникла у Стрельникова, когда он занимался проектом «Пиратское радио». Это была музыкальная интернет-радиостанция, выходившая в прямой эфир каждое воскресенье, поздно ночью, прямо из его дома.
У «Пиратского радио» были свои поклонники, которые часто жаловались на то, что им приходится слушать передачи в неудобное для них время. Постепенно Василий Стрельников пришел к формату подкастов. Его заслуги огромны: он пропагандировал новый формат медиа, привлекал талантливых авторов и пытался развивать рынок.
В США индустрия переживала настоящий бум: авторы подкаст-шоу собирали миллионы слушателей, президенты записывали ежегодные обращения к народу в формате подкастов. В то же время в России до начала 2010-х лишь небольшая часть аудитории вообще когда-либо слышала о таком понятии, как подкастинг.
Проект Russian Podcasting просуществовал 10 лет, и целых 3 года он был единственной площадкой для подкастов в России. Сайт набрал большую популярность среди продвинутых пользователей интернета. Авторы без каких-либо ограничений и цензуры могли легко загружать свое аудио, устанавливать обложку, размещать описание, настраивать RSS. Подкасты можно было скачивать и добавлять в избранное, видеть появление новых выпусков.
Однако 1 января 2015 года Василий Стрельников официально заявил: «Подкастинг мертв!», — и закрыл этот проект.
Подкастинг мертв! Да здравствует подкастинг!
В 2008 году Максим Спиридонов, продюсер центра «Ройбер», основал подкаст-сайт PodFM.
В отличие от Russian Podcasting Стрельникова, где любой человек мог поделиться с аудиторией своими мыслями на любую тему, PodFM был чисто коммерческим проектом со своей редакционной политикой и четкой структурой. PodFM сам приглашал к себе топовых авторов, формировал рубрики и продвигал свой бренд, везде размещая вкладку «Сделано на PodFM».
Долгое время PodFM и Russian Podcasting развивались в «параллельных мирах», каждый согласно своей концепции и философии, при этом конкурируя между собой за аудиторию и даже вступая в открытые противостояния. Но бурного развития российской подкаст-среды все равно не произошло. Этот формат существовал в сегменте «для избранных».
Подкасты — игрушка для гиков
Первый сдвиг произошел в 2014 году, когда все смартфоны и планшеты компании Apple стали выходить с предустановленным приложением «Podcasts». Пользователь яблочной продукции вдруг получил доступ к тысячам выпусков различных шоу. Это был прорыв для индустрии подкастинга в России. Однако техника Apple была ещё менее доступна массовому потребителю, чем сейчас. Ею пользовались либо люди с хорошим достатком, либо гики, охотящиеся за любыми новинками в мире компьютеров и гаджетов. Не удивительно, что самыми популярными стали тогда подкасты о технологиях Радио-Т, Zavtracast, Beardycast, Отвратительные мужики. Они и держали на плаву всю индустрию.
Приход крупных медиа
Все изменилось в 2017-м, когда в редакции портала Медуза появился подкаст-отдел.
Приход общесоциальных медиа в этот формат стал возможен снова-таки благодаря технологиям. У каждого человека уже появился смартфон с приложением «Подкасты». С появлением дешевого и быстрого 3-G и 4-G интернета подкасты стали доступны для прослушивания без скачивания в любом месте и в любое время. И творческая команда Медузы просто вовремя отреагировала на эти изменения. Первый подкаст назывался «Текст недели», затем появились популярные серии «Что случилось», «Ты же мать», «Что бы посмотреть». Всего лишь за полгода подкасты «Медуза в курсе» и «Дело случая» пользователи скачали более миллиона раз!
Сервис Яндекс.Музыка тоже быстро оценил все выгоды подкастинга, и начал развивать не только музыкальный, но и другой аудиоконтент. Сейчас в библиотеке Яндекса более 180 тыс.выпусков подкастов. По примеру западных стримингов, Яндекс уже имеет ряд эксклюзивных подкаст-проектов. Компания заключила соглашение с известной студией подкастов Либо/Либо. Вместе они создали «Так вышло», «Фермата. Разговоры о музыке», «Истории русского секса». Последний смог собрать 2 млн прослушиваний за три месяца.
Сегодня сложно назвать СМИ без своих подкаст-проектов.
* «Психология на Дожде»
* «Простые вопросы» Znak.com
* подкасты BBC
* 93,6 от Коммерсанта.
* Самоизоляция в наушниках
Пандемия стала еще одним толчком к развитию подкастинга в России. На самоизоляции люди, тоскуя по общению, искали близких по духу собеседников в мире подкастов.
В пятерку самых популярных подкастов, выкладываемых на Apple.Podcasts, вошли «Так вышло» от студии Либо/Либо, «Английский по песням» радио Unistar, «Сперва роди» Медузы, «В предыдущих сериях» КиноПоиска и «Полка» — подкаст о книгах одноименной студии.
Подкасты легко находят отклик и доверие у публики. Аудиторию привлекает «теплый» формат, с минимальной дистанцией между подкастером и под-слушателем. Это одно из наиболее перспективных направлений развития медиа и свежее дыхание эпохи.
Впиши свое имя в историю подкастинга