Что общего у фонограммы и овощного салата?
Правовой ликбез от студии «Рексквер»
Слово «Фоногра́мма» произошло путем слияния двух греческих слов: φωνή «звук» и γράμμα «запись»). По-простому под фонограммой следует понимать звучание некоей записи: музыки, речи и тд.
Выражаясь языком юридическим, а не физическим, студия звукозаписи «Рексквер», производит не звук, а именно фонограммы.
В России процесс производства фонограмм охраняется Законом об авторском праве и смежных правах. Согласно закону, каждый изготовитель фонограммы осуществляет свои права с соблюдением прав авторов произведений и прав исполнителей. Об этом говорится в статье 1323 ГК РФ, которая посвящена правам изготовителя фонограммы. И этих прав принято придерживаться.
Клиенты студии «Рексквер» – это различные компании и частные лица, которые заказывают у нас производство того или иного медиапродукта. И если у первых, как правило, есть штатные юристы со знанием основ авторского и смежного права, то со вторыми наши сотрудники время от времени ведут полемику о тех или иных вопросах такого права.
Опишем самую распространенную ситуацию:
«Клиент приходит к нам со своим сценарием (или без него), со своей музыкой, на которую у него нет прав и просит произвести монтаж с фонограммой диктора, на которую у него есть все права». Разберем эту ситуацию на примере ОВОЩНОГО САЛАТА. Не претендуем на истину в последней инстанции, но нам показалось забавным такое сравнение.
Представим себе любой аудиоролик как САЛАТ ИЗ ОВОЩЕЙ.
Клиент обратился к нам за помощью: у него есть свой рецепт салата (сценарий, концепция). Значит он автор. Авторское право у него, поскольку сценарий – это произведение литературы, а, следовательно, является объектом авторского права. Клиент пожелал воплотить его задумку, дав нам разрешение использовать свои авторские наработки. Однако, если клиент попросил наших копирайтеров придумать рецепт салата – авторы мы.
В салате по задумке клиента должны быть:
– помидоры (голос),
– огурцы (музыка),
– зелень (эффекты, они же fx и sfx).
Согласно рецепту (сценарию) всё должно быть перемешано и сдобрено оливковым маслом (это монтаж фонограммы).
При этом у клиента есть права на голос – он купил у нас эту фонограмму. Приобрел у нас зелень (эффекты). Заплатил за масло (сведение фонограммы или микс). Но у него нет огурцов (музыки). Он предложил воспользоваться чужими: покупать он их у нас не хочет (хотя у нас есть – грунтовые), а хочет «позаимствовать». Значит несмотря на то, что он заплатил нам за масло (перемешивание огурцов, помидоров и зелени в салате), мы не имеем права лить это масло и перемешивать ингредиенты до тех пор, пока не получим легальные огурцы от клиента – чек, подтверждающий право владения пупырчатыми «кукумберами». Иначе с точки зрения закона мы станем не просто соучастниками неправомерного действия, а даже инициаторами такового!
Нужна помощь шеф-повара?
Студия звукозаписи «Рексквер» окажет необходимую правовую поддержку на этапе согласования производства любого медиапродукта и учтет пожелания всех сторон. Приходите к нам за фонограммами, и мы вместе сделаем мир приятным на слух. Приятного аппетита!