Что лучше: читать или слушать?
Сегмент аудиокниг в России растет год от года. Причинами такого роста являются отсутствие времени у современного человека, а также стремительное развитие сервисов для чтения и прослушивания книг. Они становятся все удобнее и доступнее. Как устроен рынок аудиокниг и почему они все активнее вытесняют бумажные версии? Руководитель звукового агентства RECsquare Александр Татаринцев обсудил эти вопросы с редакцией радиостанции «Спутник».
Интервью Александра Татаринцева
Продажи аудиокниг в России достигли трети от всей цифровой литературы. По прогнозам, через пять лет аудиокниги будут занимать половину сегмента. Почему так стремительно растет популярность аудиокниг, у вас есть объяснение?
— Причин такому явлению несколько:
— Это и мировой тренд, согласно которому на конец 2020-го года объем мирового рынка аудиокниг составлял уже порядка 4-4,5 млрд долларов. Здесь же можно упомянуть и о развитии маркетплейсов;
— Это и пандемийная составляющая, когда мир сел по домам и в целом значительно выросло потребление энтертейнмента;
— Это дорожающая бумага и печать. Вы заметили, какими темпами растут цены на печатные книги? Если раньше можно было купить книгу за 250-300 рублей, то сейчас цена выросла в 2-2,5, раза.
Кто пишет аудиокниги для Storytel?
Крупные отечественные цифровые книжные сервисы - у них своя инфораструктура для записи аудиокниг? Или они пользуются услугами звукозаписывающих студий?
— У таких сервисов есть и свои мощности, и аутсорсинговые. Потому что если вы представите себе цикл производства электронной книги и умножите его на количество выпускаемых книг, то выйдет неслабая цифра загрузки студийных ресурсов. Главный плюс аутсорса — параллельно можно делать десятки книг.
В вашем портфеле заказов какой процент занимают аудиокниги?
— Примерно 15-20%. Но процент постепенно растёт. И это не может не радовать — лично мне как руководителю и журналисту в прошлом с книгами работать приятно.
Процесс записи аудиокниги — какой он? В чем его особенности и отличия от записи, например, рекламных роликов?
— Это более сложная логистика. Это работа большего количества звеньев: менеджер-режиссёр-актер-звукорежиссер-монтажер-редактор. В рекламе часто достаточно аккаунт-менеджера, актера и звукорежиссера. Здесь же сначала книга читается. Потом монтируется, вычитывается, потом происходит перезапись неточностей, снова монтаж, финальный мастеринг, выгрузка книги на сервер.
Аудиокниги должны записывать профессионалы
Кто записывает аудиокниги? Дикторы, актеры озвучки, знаменитости?
— Все, кого вы перечислили, озвучивают. Если издатель или автор решают придать книге дополнительную ценность, привлекают знаменитостей. А в основном, чтецы книг — это профессиональные актеры. Но, к сожалению, тренд последних нескольких лет — уход в хоум-продакшен, где читают люди, не имеющие представления о том, как это делать. И вот такие книги, конечно, слушать трудновато. Такие чтецы не способны, за редким исключением, мыслить образами, характерами, менять не только свой голос, но и себя в момент чтения. И это слышно. Как слышно слабые голоса, слабую и неграмотную речь, отсутствие речевых навыков.
Есть ли у чтецов специализация по жанрам?
— Нет, такой специализации нет. Но можно встретить, конечно, чтецов, которые специализируются, скажем, на ужастиках. Как правило, это не профессиональные чтецы: актер справится с любым жанром и сделает это мастерски.
Музыкальное сопровождение увеличивает производство аудиокниги в 3 раза
Кто и как выбирает звуковое сопровождение для аудиокниги?
— Вообще звуковое, в частности, музыкальное сопровождение аудиокниг — не очень распространенный приём в нынешнее время. Если книга делается в сжатые сроки, если бюджет не позволяет поработать с концепцией звучания, если нет денег на режиссёра, то музыкальное сопровождение может здорово отвлечь слушателя и помешать восприятию информации в книге.
Это в советском союзе писали аудиоспектакли — там была огромная команда: и музыкальный редактор, и композитор, и аранжировщики, и музыканты. А сейчас книги пишет связка: актер+звукорежиссер. Музыка сделает производство дороже (минимум в 3 раза) и усложнит документооборот.
Поэтому до звукового оформления дело доходит редко. Но если оно есть, то это, как правило, пожелание автора или издательства.
Стоимость одной готовой минуты аудиокниги
Запись аудиокниг— прибыльное занятие? Или рекламные ролики прибыльнее?
— Любое занятие прибыльно, если делается профессионально. Если у вас есть бизнес-план, если есть команда, студийные мощности, вы продвигаете себя в этом направлении и производите несколько сотен, а лучше тысяч, книг в год, то это прибыльно. Рекламные ролики бывают разные: конкуренция на этом рынке сумасшедшая. И, соответственно, цены конкурентные. Прибыльность разная. Всё зависит от вводных: что за компания, которую рекламируют в ролике, какой состав участников в цепочке: копирайтер, актер, вокалисты, монтажёры. Если грубо сравнить аудиокнигу и аудиоролик, то цифры такие: минута готовой аудиокниги стоит 200 рублей, минута готового рекламного ролика 20,000 рублей.
Полную версию интервью можно послушать здесь.