+ 7 495 535-55-45
info@recsquare.ru
Москва, ул. Тимирязевская, 1
ПН-ПТ 9:00-19:00
СБ-ВС 10:00-18:00
Быстрый заказ
5 октября 2022

Актриса дубляжа Елена Ивасишина

Актриса дубляжа Елена Ивасишина


Ведущий подкаста «Pro озвучку» Пётр Сафрошкин: Привет, друзья! Это подкаст «Pro озвучку» на канале звукового агентства Recsquare. Мы беседуем про создание качественного звука и обсуждаем перипетии и закулисье звуковой индустрии с людьми, которые находятся у микрофона и создают это самое магическое творчество. Сегодня героиня нашего выпуска – Елена Ивасишина, актриса озвучания и дубляжа, диктор, голосом которого озвучивается возможно чуть ли ни половина рекламных роликов женскими персонажами на русском языке. Лена, привет!

Елена: Привет!

Ведущий: Сколько процентов всё-таки? 43? 27? Есть такая статистика сколько там? 

Елена: Откуда же она возьмётся эта статистика? Нет конечно. 

Ведущий: Потому что припоминается мне, что твой супруг Юра Брежнев как-то кому-то говорил, что в девяностых он озвучил чуть ли ни 20000 роликов. Не знаю за сколько, за год или за 90-е, что является абсолютно невероятным количеством. 

Елена: Да, мы как-то пытались какую-то такую бухгалтерию подвести. 

Ведущий: Куда деньги уходят.

Елена: Нет, это легко на самом деле. Можно посчитать бюджет, потом разделить на количество, сколько стоит запись ролика, и ты получаешь количество роликов, которые ты сделал. И мы были шокированы конечно, да. То есть как не стёрся язык, как он не износился за все это время. И эта работа, она же продолжает радовать, как ни странно, после вот этих всех сотен тысяч, понимаешь. 

Немного статистики. Сколько рекламных роликов озвучила Ивасишина?

Ведущий: А ты можешь ответить на такой претенциозный вопрос: всё-таки интересно, какую цифру можно вообразить себе? Вот Диомид говорит: «Я понятия не имею, сколько я озвучил». Но у тебя речь идёт о тысячах, о десятках тысяч. 

Елена: Я не знаю, вряд ли, наверное, хирург считает количество операций. Ну плюс-минус, наверное, он знаетили медсестра, которая ставит капельницы, она считает сколько капельниц она поставила в жизни? Наверное, нет, не в этом суть профессии, всё-таки не в количестве, а в качестве. 

Типовой рабочий день

Ведущий: Скажи, пожалуйста, как выглядит твой типовой рабочий день? Это сколько записей и сколько поездок со студии на студию, например? 

Елена: Тебя какой временной период интересует? Потому что все же меняется в нашей жизни. 

Ведущий: Я бы предпочёл допустим загруженный рабочий день взять. 

Елена: Ты знаешь, очень по-разному бывало, потому что я с 97-го года этим занимаюсь, и тогда очень большой процент нашей работы дикторской была радиореклама, ее был огромный поток. Тогда еще даже не было мобильных телефонов, поэтому связь происходила следующим образом: я приезжала домой вечером, либо ждала вечерние звонки с радиостанций от рекламных продюсеров.

Ведущий: На завтра? 

Елена: Да, на завтра. Либо утром обычно ребята приходили на работу и звонили. Либо я, я же еще театральная артистка, приходила в театр на репетицию с утра. На женском этаже, где все гримерки, в фойе у нас был такой диванчик с телефоном, я садилась, открывала записную книжку, брала трубку и звонила по радиостанциям. Ребята где-то там к 12 приходили на работу обычно в рекламные службы, и я звонила, говорила: «Ребята, ну что там копирайтеры что сегодня?», они отвечали: «Вот да-да, Маша Задачина кажется что-то написала, – мне говорили на «Максимуме», – там, наверное, будет два или три для тебя. Ты во сколько сможешь?» Я: «Ну репетиция должна в 16 закончиться, я где-то в 16.30-16.40 у вас буду». «Ну хорошо». Клала трубку и набирала следующий номер. Вот так приблизительно это все было раньше. 

Ведущий: Пока репетиция шла в зале…

Елена: Нет, это было в пересменки, конечно, какие-то, репетиции – это святое. Тогда мой день был таков. Если не было репетиций, с утра тот же самый обзвон происходил, и это могло быть четыре, пять, шесть радиостанций, или я могла приехать на одну радиостанцию в 12 и потом съездить на другую, и потом опять на эту вернуться через какое-то время. И тогда очень мало кто передвигался на автомобиле, потому что невозможно было с такой точностью рассчитать время и так уложиться в этот график, поэтому мы все передвигались на метрополитене и часто махали друг другу рукой из соседних маршруток. Нас ещё называли пчёлками-опылителями. Нас была команда дикторов в Москве человек 20 - 25 максимум от силы, нас все знали в лицо. И, как пчёлки-опылители,мы летали с цветка на цветок, рассказывали последние новости, не было же социальных сетей тогда, ничего же не было. 

Домашняя запись VS Запись в студии

Ведущий: А сейчас ты предпочитаешь записываться в домашней студии или исключительно в профессиональных условиях? 

Елена: Знаешь, в домашней студии у нас тоже профессиональные условия, с той лишь разницей, что ты сам себе звукорежиссер. Но честно скажу, все тоже зависит от ситуации. Все время работать дома – это довольно-таки тяжело, потому что мы всё-таки люди творческие, и нам нужно вот это общение, вот эта вот пчёлка с цветка на цветок, когда ты приходишь, ты общаешься с людьми здесь, потом ты идёшь с этими новостями, с историями своими в другой продакшн с другими клиентами. И, конечно, когда пришел этот локдаун, и мы все вынуждены были сесть дома перед микрофоном, это, конечно, сильно изменило нашу жизнь, и не могу сказать, что в хорошую сторону. Потому что отчасти, наверное, это способствовало снижению уровня качества рекламы, потому что этот процесс как бы разорвался, порвался на какие-то части. 

Ведущий: Атомизированное такое создание. 

Елена: Да, это перестало быть актом совместного творчества. Но мы стараемся биться всё равно, мы же старая школа. 

Немного о семье. Как познакомились Ивасишина и Брежнев?

Ведущий: Недостаточно старая, насколько мы все здесь. А можешь, пожалуйста, объяснить, вот у вас семья дикторов, муж тоже причастен к этой профессии. 

Елена: Так вышло, да. Мы же познакомились у микрофона. 

Ведущий: Понятно, пчёлки полетели, вдруг случайно пересеклись. 

Елена: Да, пересеклись. Есть люди в нашей жизни, знаешь, есть люди учителя, а есть люди проводники, и вот благодаря этим людям иногда случаются странные такие вещи. Случайно Рома Грицак, сейчас он очень известный фотограф и даже режисёр рекламы и видеоклипов, а на тот момент он был очень талантливымзвукорежиссером на «Нашем радио», он сказал: «А мне кажется, что эти два голоса хорошо будут звучать вместе». И позвал нас на один ролик, так мы и познакомились. 

Ведущий: Скажи, пожалуйста, а дети дикторов умеют беситься строго по расписанию, когда ни папа, ни мама не работают в кабине? 

Елена: Наверное, к счастью уже на момент локдауна, когда мы вынуждены были работать в домашних условиях, наши дети уже были в достаточно сознательном возрасте, и можно было их, так сказать, призвать к порядку. 

Ведущий: Потому что я видел много комедийных скетчей, когда кто-то забирается в шкаф, накрывает себя одеялом, и все равно какие-то маленькие ножки чьи-то подбегают и вырывают оттуда тебя. 

Елена: Сейчас у нас эту роль выполняют кот и собака, так что, в общем, есть кому нас развлечь. 

Работа в компьютерных играх

Ведущий: Королева Азшара из «Варкрафта», Лиза Сноу из «Фар Край», Ариэль Хэнсон из второго «Старкрафта», Мойра Браун из «Фоллаут 3». Я играл в первом «Фоллаут». 

Елена: Кто все эти люди? 

Ведущий: Зои из «Дримфолл», Джулия Эмерсон из Crysis Warhead. «Автогонщики Наскар», все женские роли. 

Елена: Автогонщики Наскар – это не компьютерная игра. 

Ведущий: Нет, это мультсериал детский. 

Елена: Это было очень давно, по-моему, мы его писали с Сашей Комлевым в качестве режиссёра. Это, по-моему, была наша первая с Юрой совместная работа в озвучивании именно кино и мультфильмов, даже так я бы сказала. 

Ведущий: Давай начнём с компьютерных игр, потом перейдём в другую сферу. 

Елена: Давай попробуем, я вообще не геймер. И ты знаешь, что касается компьютерных игр, может быть, я какой-то твой вопрос предвосхищу, я совершенно не запоминаю названия, вот в этом проблема. Потому что для меня моя героиня, она живёт в тот момент, когда я ее оживляю, а потом она в какой-то бионический сон уходит на долгие годы для меня. К счастью, есть фанаты, и эти люди, конечно, не дают забывать о своих свершениях, они пишут регулярно, они находят где-то там записи, где-то их присылают, и в моей памяти всплывают снова эти названия, которые ты сейчас прочел. Так что спасибо большое, фанаты, что не даете мне забыть. 

Ведущий: Есть у тебя какие-то примеры, когда фанаты, может быть, досаждают, такое бывало в твоей жизни? Вот слишком настойчивые чего-то хотели, автограф, какую-то фотографию, по ночам писали? 

Елена: Нет, к счастью, таких нет, которые прям досаждают. Есть очень интересные люди, конечно, которые много пишут, но они все очень деликатны, мне, наверное, повезло.

Ведущий: Для тебя вообще понятно, каково это – фанатеть от компьютерных игр? Для человека, который просто приходит, делает свою работу и уходит? 

Елена: Я могу понять, конечно, это же очень богатый мир. Могу понять, почему у людей это происходит. У меня дети, например, с удовольствием играют в какие-то компьютерные игры, и прямо им нравится читать про них, и они в каких-то сообществах состоят. Но я просто совершенно не геймер, может быть, потому что я в другом мире родилась, каком-то более осязаемом, и компьютерные игры, так вышло, что меня не зацепили в жизни. 

Ведущий: Лена, скажи, пожалуйста, как происходит утверждение на роли в компьютерных играх, наверняка, есть отличия от мира дубляжа, большого кино, сериалов? 

Елена: По-разному, точно также как и в дубляже. 

Ведущий: Ты же явно не рассылаешь никуда на студии сейчас свои демки. 

Елена: Нет. Ну, скорее всего, какое-то отношение к этому имеет режиссёр, который пишет эту игру. То есть он знает, у него есть в голове артисты, которые могли бы, он знает, что этот может сделать это, это и это и он всё-таки решает, как в конечном итоге будет звучать игра. Иногда в каких-то играх разработчики сами, если это наши отечественные игры, они тоже, поскольку они геймеры, знают артистов, с их стороны тоже бывает приглашение. Ну вот доподлинно мне это неизвестно, если честно, потому что обычно мне просто звонят и говорят: «Лена, приезжай». Бывают кастинги. 

Ведущий: Ты участвуешь в кастингах? 

Елена: Конечно, это часть нашей работы. 

Ведущий: Мне казалось, что, может быть, человек, который много лет отработал в профессии, наработал себе потрясающее имя, уже игнорирует это. 

Елена: Нет, во-первых, это нельзя игнорировать, опять же потому что это часть нашей работы, часть нашей профессии. И это право режиссёра попробовать или захотеть услышать какого-то артиста, как именно этот материал на него ляжет. Поэтому частенько приходится, да. Раньше мы приезжали в студии, сейчас мы делаем это дома, часто эти пробы пишем. Ну да, кастинги – это обычное дело. 

Ведущий: Если мы сравниваем озвучивание персонажей компьютерных игр и крупного кино или сериалов, можно ли сказать, что компьютерные персонажи, как правило, более поверхностные, не такие детализированные, не такие вызывающие сопереживание, сочувствие? Или это уже отжившее себя клише, и сейчас игры делаются, по сути, как кино, на таком же уровне? 

Елена: Послушай, Петя, ты же прекрасно понимаешь, что игры тоже бывают разные, точно также как и кино, поэтому все зависит от того, какая игра. У меня есть персонажи, та же самая Азшара, например, у неё внутри игры есть фильмы, где этот персонаж проживает целые куски своей жизни, какие-то трагедии, и где она действительно живой персонаж. А бывают, конечно, игрушки, так называемые стрелялки, где особо не приходится заморачиваться, ты просто берёшь какого-то персонажа приблизительно, который по голосу совпадёт с тем, что разработчики написали в этом описании, то есть это такая техническая работа по большей части. А есть игры, конечно, вот такие, где персонажи живут долгие годы, сериалы вот эти вот, игры, они записываются годами, потому что они расширяются, и эти персонажи проживают свои жизни, тот же самый «Варкрафт» – это же сериал огромный. 

Ведущий: У тебя есть в памяти персонаж, который живёт наиболее долгое время, из компьютерных игр с тобой? 

Елена: Есть одна игра, очень стыдно.

Ведущий: Там убивают кого-нибудь? Может быть это Sims? 

Елена: Нет, там про коварных учёных. Я тоже там героиня очень коварный учёный. Мне кажется, мы эту игру пишем уже лет пять. 

Ведущий: Это иностранная игра?

Елена: Да. 

Как искали образ Азшары?

Ведущий: А вот про Азшару, наверное, нас фанаты побьют, если мы не раскроем подробнее эту героиню. Скажи, есть ли в памяти какие-то моменты особенностей её судьбы, какие-то особенные фрагменты, которые тебе запомнились эмоционально? 

Елена: Наверное, это момент, когда она потеряла свой народ. Это отражено и в фильме, который в игре заключён, когда она переродилась в это демоническое существо, когда она потеряла всё и вынуждена была фактически продать свою душу, чтобы быть владычицей. 

Ведущий: Мы говорили с Диомидом Виноградовым про то, как цепляться к персонажам, как входить в их органику и прочувствовать, и передавать дальше. А у таких синтезированных персонажей есть, к чему цепляться? Вот ты видишь на экране какой-то анимированный объект, у него и глаз может быть нет в человеческом понимании, к чему там цепляться? 

Елена: К истории. Часто у разработчиков есть сценарий, и там описаны все качества и судьба персонажей. То есть перед тем, как ты садишься к микрофону, тебе рассказывает режиссёр о том, что это за персонаж. У режиссёра всегда есть видение этого персонажа, если мы ищем его. Вот также с Азшарой у нас было. Ирина Петросян у нас была режиссёром на этом проекте, и она очень тоже так загорается всегда, когда бывают интересные записи, и мы с ней долго искали, на самом деле долго. То есть первые ролики у нас прямо тяжело выходили, но…

Ведущий: Она хотела, чтобы Азшара была воинственной, страшной или какой? 

Елена: Нет, она должна была быть живой, в ней вот это вот сочетание её царственности и магии, силы её и слабости женской, манкости ее, такая сложная была задача. 

Ведущий: «Контрапункт» в английском языке называется, разделение. 

Елена: Да. 

Ведущий: Ты говоришь, что можно долго искать этих персонажей, а есть какие-то отличия во временных рамках?  В дубляже фильмов мы понимаем, что две смены, два дня и всё, задержаться нельзя и дальше фильм идёт уже на постпродакшн и на выпуск. А здесь в играх как? 

Елена: Здесь ещё быстрее все происходит. Ты должен определённое количество текста записать за определённое количество времени, и поэтому поиск вот этого всё-таки в полевых условиях происходит, поэтому нет особого времени на подготовку. 

Об универсальности режиссёров и актёров

Ведущий: Режиссеры, которые дублируют компьютерные игры, фильмы и сериалы, это, как правило, они и те же люди или здесь специфика и другой жанр, и другие персоналии? 

Елена: В моём опыте обычно редко бывает пересечение, редко, всё-таки специализация компьютерные игры, она такая своеобразная я бы сказала, хотя есть и универсалы. Я знаю режиссёра, она и спектакли пишет, радиоспектакли и компьютерные игрушки, и, по-моему, даже мультфильмы. 

Ведущий: Но с актёрами конечно другая история. Потому что одни и те же актёры, как правило, дублируют во всех жанрах? 

Елена: Это тоже не правило. 

Ведущий: Есть те, кто специализируется, например, именно на играх? 

Елена: Есть человек, который хорошо катается на велосипеде, но на роликах не катается, хотя и там, и там колеса, правда? 

Ведущий: Логично. 

Елена: Точно также и с артистами. Есть прекрасные артисты, которые хорошо играют в кино, но они совершенно не умеют работать у микрофона, это часто встречается. Есть замечательные дикторы, которые знают свое дело и отлично звучат как VoiceOver, но они не умеют дублировать кино. Некая вот это универсальность – это особенность, я бы так сказала, то есть далеко не все могут совмещать в себе все эти качества. 

Ведущий: Но универсальность – очевидно, это конкурентное преимущество, это бесспорно. 

Елена: Конечно. 

Ведущий: Скажи, а это на твой взгляд больше что-то врождённое, врождённое качество, которое так позволяет себя проявлять или это просто нарабатывается с опытом в разных жанрах? 

Елена: Кому-то это дано от природы, я знаю таких самородков, которые, даже не имея образования театрального, актёрского образования, действительно, сделали себя, но это колоссальный труд в любом случае. При любых раскладах я считаю, что профессионал рождается всё-таки в горниле трудовом, то есть нельзя просто пройти какое-то обучение, захотеть и стать. Ты это прекрасно понимаешь, что всё равно это каждодневная работа. Как говорит мой муж, что читай-читай, 100 000 прочтёшь и будешь профессионалом. 

Ведущий: Я работал музыкантом, оперным и камерным певцом, и когда я случайно попал в мир озвучания, у меня был очень большой комплекс, такой стоял блок, я не считал себя вправе показывать свою работу, сам себя слушал и понимал, что это ужасно, профессионально непригодно на мой слух. И теперь мне стало понятно, что такое эти 100 000 или 10 000. Это количество итераций, количество повторений, как вода, которая шлифует камень, позволяет тебе принять свой голос, свои возможности, свыкнуться с ними и дальше развивать. 

Елена: Развиваться, вот, правильно! То самое: гнев, принятие… ты должен это все пройти. В начале, когда мы поступали в театральный институт, педагоги нам говорили, что на первом курсе все поступают, все звезды уже, все уже мэтры, а потом к третьему курсу ты понимаешь, что ты никто практически, что ты ничего не умеешь, ничего не знаешь, впереди уже дипломные спектакли, четвёртый курс, а ты вообще «Господи, что я здесь делаю». 

Эффект Даннинга-Крюгера в действии

Ведущий: Давай поговорим, кстати, в этом контексте про закон Даннинга-Крюгера, который говорит, что очень часто люди не осознают свою низкую квалификацию именно вследствие низкой квалификации, им просто не хватает рефлексии и понимания, что они не пригодны для чего-то. Ты согласишься с этим утверждением? Такой афоризм есть, что беда нашего времени в огромном количестве высокомотивированных низкоквалифицированных людей? 

Елена: Да, время выскочек сейчас пришло, как бы да, дилетантов. 

Ведущий: А как это выглядит? Вот, значит, падает цена на настоящего профессионала, и люди чаще обращаются к самоучкам, дилетантам, что ещё? 

Елена: Ну дилетанты ведь приходят не только в нашу область, в смысле, как артисты, но они и с другой стороны приходят – продюсеры, которые не понимают, как устроен процесс, для чего вообще и как все это работает. Клиенту иногда и не надо знать, потому что для этого есть профессионалы, для этого он и обращается рекламное агентство как бы к профессионалам. 

Ведущий: Он рассчитывает получить хороший продукт за свои деньги. 

Елена: А люди часто не имеют никакого представления, и некому учить, и некому учиться, и все хотят все быстро, когда раз и в дамки. Все считают, что есть такие области, куда можно прийти, сразу стать звездой, сразу заработать много денег. Все ищут лёгкого пути. 

Что сейчас происходит с рекламой? Цена вопроса и вопрос цены

Ведущий: А как в этом чувствовать себя профессионалу, скажем так, старой школы? Я предполагаю, что,наверное, чаще возникают вопросы: «Зачем вам столько платить, если можно взять кого-то с регионального сайта за 100 руб.?»

Елена: Ну да, действительно. Этот вопрос для нас не стоит, мы-то понимаем, за что мы хотим получать деньги – за свой опыт, за свою квалификацию. 

Ведущий: Да, но его задают вам благодаря тому, что падает этот общий уровень квалификации? 

Елена: Мне ни разу не задавали, если честно, но я так понимаю, что он всплывает, конечно, у заказчиков. 

Ведущий: Не очевидно, что если три копейки или сколько-то? 

Елена: Понимаешь, оно не очевидно из-за общего снижения уровня, потому что вкус – это такая штука, которая,если его не дано от рождения, то это воспитывается. 

Ведущий: Его надо прививать, в некотором роде «насильственно».

Елена Ивасишина: Та же самая наслушанность, насмотренность. А когда ты слышишь плохое и видишь плохое, как тебе понять разницу между плохим и хорошим. 

Ведущий: К примеру, если мы слышим ролики на центральных радиостанциях, которые с явным говором, мы можем это фильтровать. 

Елена: Раньше это невозможно было. 

Ведущий: Невозможно было представить, а сейчас очень это спокойно пропускается. То есть у людей возникает вопрос: «Может быть, это нормально, почему нет?»

Елена: Я надеюсь, что это всё-таки временный такой момент, хотя нет ничего более постоянного, чем что-то временное. 

Ведущий: А почему он должен измениться, почему он должен прекратиться? Благодаря каким событиям? Цифровизация только углубляется, возможности входа в профессию для каждого доступны. 

Елена: Вряд ли я смогу тебе сейчас ответить на этот вопрос. 

Ведущий: Ну просто ты молишься за это? 

Елена: Ну мне хотелось бы, чтобы у нас было качественное кино, хорошая музыка, чтобы с экранов и из радиоприемников звучала хорошая, грамотная речь. Конечно, хочется этого. Я хочу этого для себя и для своих детей. Люди же не дураки всё-таки, и это питает мою надежду. Потому что я слышу от непрофессионалов, которые говорят: «Хотела тут послушать книжку, некогда читать, и включила – боже какой ужас, и выключила». Я такая думаю: «Господи, нет, значит у людей что-то там внутри, срабатывает всё-таки какая-то просечка в какой-то определённый момент, когда уже: нет, ну так невозможно, давайте я что-нибудь, чтобы у меня не диссонировало дайте мне». Все равно это где-то…

Ведущий: Внутри триггерит какой-то огонёчек сигнальный. 

Елена: Да, мои надежды очень сильно питает то, что всё-таки люди не дураки, и они, наверное, в какой-то момент, дойдя до дна, скажу: «Нет, пожалуй надо что-то с этим делать». 

Ведущий: Я не могу озвучивать то, что мне хочется озвучивать. Вот эта обильность происходящего в мире, как она повлияла на рекламный сектор? Огромное количество заказов, наверное, и возможностей выпало в этой сфере?

Елена: Конечно, потому что компании, если и были утверждённые рекламные кампании на этот период, они прикрылись. У иностранных компаний нет возможности апеллировать никакими средствами, какими-то активами, которые остались в России. И вообще не понятно. Даже те компании иностранные, которые продолжают работать здесь, они из этических соображений не могут рекламировать себя, даже если они сохранили производство и так далее. То есть здесь много, реклама очень тесно связана с политикой. Я не знаю,хорошо это или плохо, но это факт. 

Ведущий: Насколько, допустим, условно в процентах рубанулся этот рынок, эта сфера? 

Елена: Ты все время хочешь цифры какие-то от меня услышать! 

Ведущий: Я гуманитарий, который пытается притворяться технарем.   

Елена: Не притворяйся, давай все на ощущениях. Я так понимаю, что процентов 80 сейчас ушло. Но в процессе сейчас на рекламный рынок выходят региональные и отечественные производители, которые раньше не могли себе позволить, потому что это рекламное время было занято. Потом сейчас есть возможности более дешёвые для рекламных продуктов, помимо телевидения есть интернет, где дешевле размещать ролики. И конечно, появляются и наши какие-то бренды, никуда не делась фарма, слава богу, ещё что-то. Но вообще рекламный рынок сейчас,конечно, в коматозе прямо скажем, он, конечно, в коматозе, точно также как и дубляж, по нам это ударило очень сильно. 

Ведущий: Лена, скажи пожалуйста, кроме ухода брендов есть ещё такое ценовой давление на этом рынке? Может быть, не все его ощущают, может быть признанные лидеры, к которым явно ты относишься, его не ощущают. Но в дикторской среде постоянно возникает ощущение между, скажем так, центральными регионами и отдалёнными: ребята, зачем вы давите этот рынок, зачем вы предлагаете свои услуги за 100 руб., за 500, мы здесь пытаемся поднимать планку, чтобы стоимость озвучания хотя бы стоила 3000, 5000, 10 000. 

Елена: Опять ты про цифры, но смотри, я так отношусь к этому вопросу: во-первых, каждый сам назначает себе цену, и насколько ты себя ценишь, столько ты и стоишь, вот я так считаю. Если человек считает, что он стоит 200 руб., он и будет стоить 200 руб. Перейти эту границу и вдруг потерять, писать в день, допустим, не 20 роликов, а один ролик, но в 20 раз дороже, и получая по факту те же самые деньги, это очень психологически тяжело, я могу понять этих людей. Я не могу их и осуждать, потому что это их путь. Я знаю тех, кто выходил из этих низов, оттуда из регионов, и понимая, что они могут конкурировать в другом ценовом сегменте, они поднимали и оказывались в этом топе. И это очень сложный вопрос. Вообще всё, что касается денег, как ты понимаешь, потому что у каждого товара есть свой покупатель. 

Ведущий: А давление на тех людей, которые работают в другом ценовом сегменте, оно ощущается, то есть это влияет? 

Елена: Это давние разговоры, это даже не связано с этим последним кризисом и не с предпоследним кризисом, и не с пред-предпоследнем. Эти все разговоры, они начались, наверное, чтобы не соврать, лет восемь назад. Первые такие маячки по поводу того, что а кто такие это федералы, почему они какие-то федералы? Почему вот это пошло деление на федералов и регионалов, тоже для меня совершенно не понятная история, она изначально была ошибочной, на мой взгляд. И это, собственно говоря, и вызвало расслоение. Это очень-очень давно пошло, я не могу сказать, что я ощущаю давление, потому что у меня есть свое внутреннее убеждение. Но даже в нашей среде, кто работает по тем расценкам, что и я, есть люди, которые раскачивают лодку.

Ведущий: Это уже получается конкуренция в этом сегменте, между близкими, скажем так, партнёрами. 

Елена: Да, это называется штрейкбрехерство или демпинг. 

Ведущий: И мы знаем, что в аду есть отдельные дешёвые билеты для таких людей. 

Елена: Да, но что делать, это тоже часть рынка. 

Биполярное расстройство и советы начинающим актерам

Ведущий: Я хочу понять и получить совет от тебя для начинающих дикторов, которые что-то вроде бы умеют, но смотрят, допустим, наш подкаст и хотят найти конкретные советы, на что им обратить внимание, как им себя вести, что делать, чтобы улучшить свои позиции в профессии. Первый вопрос – я с чего-то начинаю, что-то пишу-пишу, но мне тяжело себя оценивать. С одной стороны, я могу считать, что я великолепен, с другой стороны, я могу считать с такой биполярочкой через полчаса, что я полное ничтожество. 

Елена: Ты знаешь, у меня тоже такое бывает, не поверишь. Приблизительно с такой же, с колебанием с таким же от и до. Так что все мы люди, это естественно. 

Ведущий: Это что, Елена Ивасишина признается в синдроме самозванца? 

Елена: Да, конечно. Я регулярно испытываю проявления этого синдрома. Особенно когда люди просят меня что-то посоветовать и чему-то научить, а их очень много, а все хотят какой-то универсальный совет, какой-то секрет. 

Ведущий: Я универсальных никаких не хочу, я хочу конкретных. Где можно найти точки объективности, к которым нужно прибегать? Кому можно показываться, кого можно спрашивать о советах, о мнениях, чтобы получить объективность, не уйти, не зазвездиться необоснованно, не наоборот, не чувствовать себя полным ничтожеством, которое не имеет даже попыток? 

Елена: Знаешь, это как сформировать свой личный вкус внутренний. Ой, сейчас вот приехали из Петербурга, там есть такое место замечательное, академия Штиглица. Знаешь?

Ведущий: Нет. 

Елена: Что это такое, это меценат известный Штиглиц построил здание, оно такое Pinterest 19-го века. Оно было построено для студентов архитекторов и дизайнеров. 

Ведущий: То есть эклектика такая? 

Елена: Нет, не эклектика. Это полное повторение точно итальянской архитектуры с немецкой с мебелью. Студенты, у которых не было возможности поехать за границу и посмотреть это вживую, в Рим, в Гамбург, и познакомиться с европейскими архитектурой и дизайном, могли прийти в академию, в этот музей и тренировать там свою насмотренность. Что касается насмотренности, наслушиваемости, формирования вкуса, который, как мы знаем легко формируется, если этого захотеть, есть признанные авторитеты. И я считаю, что самый лучший в данном случае способ оценить себя - это не сравнивать, а расставить вот эти вешки внутри себя, больше слушать и смотреть хорошего, общепризнанного хорошего. 

Ведущий: То есть по сути есть всего лишь два самых необходимых действия, если ты хочешь научиться озвучивать. Первое – нужно слушать, а второе – нужно читать. 

Елена: Да, так и есть. 

Ведущий: Миллионы, то есть тысячи повторений, как минимум, и там, и там. 

Елена: Ну есть технические… Допустим, можно записывать себя и слушать, выписывать свои ошибки, отмечать их, перечитывать. Ты одновременно привыкаешь к своему голосу, и со стороны слышишь свои ошибки, потому что когда мы прослушиваем, мы гораздо лучше слышим, чем когда мы читаем. 

Ведущий: Хочется поговорить про курсы, которые сейчас очень популярны, стоимостью 15 000 - 30 000 рублей, есть разный диапазон, они обещают невероятных результатов, чуть ли не трудоустройство на федеральные каналы, огромные контракты на озвучивание рекламы, попадание в мир дубляжа. Скажи, насколько это честно и обоснованно заманивать людей такими обещаниями? 

Елена: Я сейчас видела выражение твоего лица и поняла твое отношение к этому всему. 

Ведущий: Простите, минутка необъективности. 

Елена: Ты сам подсознательно ответил на свой вопрос. Это сейчас очень популярно. Я не считаю, что в этом есть что-то плохое, потому что люди, которые идут на подобные курсы, идут точно также, как на психологические курсы, танцевальные, куда-то ещё. Все люди разные цели преследуют, не все пойдут работать по этой профессии, но научиться говорить, развивать свою речь, коммуникативные какие-то навыки, которые должны развиваться на подобных курсах. Мне кажется, что это никогда не бывает лишним, поэтому пусть они себе будут, эти курсы. 

Ведущий: Но нет ли у тебя ощущения, что эти курсы в тоже время и сами работают на снижение этой планки входа в профессию, открывая доступ людям, которым явно не нужно туда идти, выдавая им дипломы, сертификаты, необоснованные надежды? 

Елена: Про надежды.. вообще жизнь такая штука, понимаешь, она же поманит и обманет. Ну человек сам себе эти надежды…

Ведущий: Обманываться рад. 

Елена: Да, обманываться рад. А что касается курсов, да ради Бога, пусть будут. 

Ведущий: А тебя приглашали куда-нибудь преподавать на такие курсы? 

Елена: Да. 

Ведущий: Ты преподавала? 

Елена: Вот здесь включается мой синдром самозванца, потому что я человек такой. Мне кажется, что я не достигла ещё той степени мастерства, чтобы могла прямо вот прийти, взять за руку человека и вести его, сказать: «Вот тебе в ту дверь, я знаю куда тебе идти». Мне сложно взять на себя эту ответственность. Мне тут недавно очень много писал один человек, он ходит на разные курсы, берет мастер-классы у разных актёров озвучивания и по технике речи у преподавателей. Я не очень понимаю, что такого нового я смогу ему рассказать. То, что я услышала, я сказала ему сразу после разговора, я сказала какие у него есть проблемы. Он сказал: «Я знаю, что у меня есть эти проблемы, но всё-таки?». Я не знаю, какое такое ноу-хау у меня есть, кроме того, чтобы слушать, читать, и пытаться прочувствовать. Я в стомиллионный раз повторюсь, потому что, наверное, все, кто сидят в этом кресле, говорят об этом. Важно именно твоё внутреннее отношение – что я хочу сказать, кому и зачем. Это,наверное, самое главное правило этой профессии. Я не просто наслаждаюсь своим голосом, я не пришел сюда, потому что хочу, чтобы меня узнали, а мне есть, что сказать, я знаю, кому это сказать, и я знаю, почему я хочу это сказать. Вот я, к сожалению, не оратор, у меня гораздо лучше получается говорить чужими словами, поэтому я в этой профессии и осталась. Потому что есть очень много всего, что я хотела бы выразить, но в силу своей стеснительности, недостаточной какой-то смелости я не могла сказать это своими словами. Но зато с помощью хорошо написанных текстов я могу легко это сделать, и в каждом из сотен тысяч моих рекламных роликов есть я. Что ещё из советов… наверное, не нужно стараться быть похожим. Ты должен понять, каков твой путь. Каким я хочу видеть себя? Не таким, как этот. Вот я ещё не такой, как этот, но уже почти такой, как этот, а вот мне сказали, что мой голос похож на этого. Это вообще ложный путь, на мой взгляд, потому что, когда ты похож на кого-то, это все временно. То есть ты можешь какое-то время пробиваться в профессии, потому что твой голос похож на кого-то, кто стоит дороже, но, если ты хочешь выйти на другой уровень, ты должен быть самим собой. И вот это важно, тогда у тебя будет миллион голосов, потому что наша душа звучит разными голосами, она звучит маленьким мальчиком Петей, она звучит Петей, который выходит на сцену и поет оперную арию, Петей, который страдает, Петей, который любит. 

Ведущий: Больше про Петь, еще больше про Петь. 

Елена: Посмотри сколько уже голосов в одном Пете. 

Ведущий: Это очень простые слова, которые очень сложно понять. Мы слышим эти советы, что ты настоящий стоишь дороже всего, это правда. 

Елена: Это правда. 

Ведущий: Но первые шаги, как мне кажется, всегда идут с другого края. Мы все равно стараемся что-то снять с кого-то, что-то нащупать на основе кого-то. 

Елена: Я могу сказать только про себя. Я не могу заглянуть в голову другим людям, я не знаю, каким путём идут они. Я никогда не хотела быть похожей ни на кого, и любое сравнение меня всегда расстраивало, а такие были в моей жизни. Я всегда думала: «Почему же они видят, что я похожа на неё?». Потому что мы же все слышим, мы же слухачи все, и мы ловим какие-то интонации. И я старалась что-то изменить, чтобы, не дай Господи, не быть похожей, потому что тогда бы не сложилась Елена Ивасишина.

Нужно ли музыкальное образование в озвучке?

Ведущий: Многие актёры говорят, что музыкальное образование, общий уровень музыкального развития и музыкальный слух очень помогают в речевых видах деятельности, снимать эту мелодику голоса, улавливать микроскопические интонационные движения. Это действительно необходимо и желательно развивать?

Елена: Это вообще необходимо любому человеку и недаром в некоторых странах музыкальное образование считается обязательным. По-моему, в Финляндии все дети, когда заканчивают школу, имеют диплом ещё и музыкальной школы.

Ведущий: С одной стороны это несчастные дети, с другой стороны, наверное, очень развитые. 

Елена: Музыка действительно очень развивает. Я, к сожалению, не закончила музыкальную школу, так в моей жизни случилось по семейным обстоятельствам. Но я всю жизнь пела и любила это дело, я очень люблю музыкуи считаю, что в речевых видах деятельности, конечно, этот врождённый музыкальный слух очень сильно помогает. Потому что ты должен слышать нюансы. 

Ведущий: И ещё по себе скажу, когда я делал первые шаги, я понимал, что я что-то слышу, и я в голове своей понимаю, как это должно прозвучать, но изображаю голосом – не работает, не передается это так. То есть внутреннее звучание в голове не соответствуют тому, что…

Елена: Значит, оно внутреннему не соответствует. Ты ведь когда поешь, тут то же самое, понимаешь. Ты проживаешь персонажа, он же вот такую ноту взял, не потому что так композитор написал…

Ведущий: …а потому что это соответствует чему-то. 

Елена: Какой-то эмоции, да. И то же самое здесь. Если ты не найдёшь внутри себя опору вот этой эмоции, как она во мне звучит, что сейчас переживает вот этот герой даже рекламного ролика, что я хочу сказать. Это же чистая физиология, уже неважно, какие слова ты произносишь, потому что ты уже несёшь изнутри. 

Ведущий: Физика меняется, органика меняется пресловутая. 

Елена: Да. 

Ведущий: И даже певцам часто говорят и, наверное, не только певцам: «Пойте на улыбке, звук осветляется, эмоция добавляется».

Елена: Да. Ой, это так смешно тоже, вот эти вот техники. Действительно, у нас же всё связано в организме. Япомню свой первый опыт съемок в кино. Крупный план на глаза, молитва, почти ничего не слышно. Я должна была губами что-то там такое сказать. Мне оператор подсказал такую вещь: «Представь, что у тебя за затылком разгорается шар световой яркий-яркий, и в какой-то момент ты открываешь глаза, и этот свет стремится через твои глаза, прямо как два луча». И когда я вот так сделала, мне режиссёр сказал: «Да, это сейчас было круто!». 

Ведущий: С одной стороны, может показаться, что бред. 

Елена: Да, мы же не можем стрелять глазами! Конечно, бред. 

Ведущий: С другой стороны, мы прекрасно понимаем, что работа с голосом, с состоянием – это, в первую очередь, внутренняя работа какая-то, эмоциональная, воображенческая. 

Елена: У нас же всё связано. Голос и тело наши связаны, поэтому очень много в упражнениях и вокальных упражнениях, и в речевых упражнениях... 

Ведущий: Они странные. 

Елена: То есть ты чуть-чуть отклонился назад, поднял голову, у тебя что-то перемещается, и ты совершенно по-другому звучишь. 

Игра в воображение. Что? Кому? Зачем?

Ведущий: Ты говоришь, как единорог, который рогом пытается направлять звук туда. Скажи, пожалуйста, вот Дэвид Мэнет, такой есть режиссёр американский, он читал лекции по режиссуре, которые позже вошли в небольшую книгу. Он говорит, что сценаристам особо не нужно зрение, сценарист может быть слепым, потому что кино – это, в первую очередь, про воображение, а не про реальный опыт. Можно ли здесь сказать то же самое, что и дубляж, и актёрская работа в озвучании, и даже рекламе – это, в первую очередь, воображение, и нам нужно это вообразить, представить? 

Елена: Мне кажется, это вообще главный дар человека – то, что у него есть такая особенность, что он может воображать себе действительность. И вообще любой вид творчества, он про воображение. И действительно этим человек отличается от всех других живых существ, что мы можем вообразить себе что-то, нарисовать тебе этот мир. 

Ведущий: Давай вообразим, нарисуем и поможем понять это нашим зрителям. Возьмём типовой ролик какой-нибудь, я его придумаю на ходу. Например, это магазин. К магазину бежит или едет с тележкой, или идёт куда-нибудь какая-нибудь девушка. Она что-то поет или что-то говорит, о чем-то думает. Значит у нас предположим это ролик какой-то сети продуктовой или какого-то приложения. Вот скажи, пожалуйста, что мы можем нарисовать, вообразить, чтобы понять этого человека и дать ему какую-то эмоциональную окраску? 

Елена: Тут ещё надо понимать, какая физика у человека в этот момент. Если ты говоришь про движение, то есть в каком помещении она находится. В маленьком помещении мы сжимаемся, в большом помещении мы разжимаемся, чаще всего так происходит. 

Ведущий: И голосом конечно это тоже выражается. 

Елена: Конечно. Как этот человек движется, если есть какой-то человек в кадре, какие у него движения, у него широкие движения? 

Ведущий: Давай я буду это конструировать, и ты будешь сразу задавать последующие вопросы, мы поможем людям это вообразить. Девушка летящей походкой куда-то бежит предположим. 

Елена: Значит, скорее всего, она будет говорить на верхах, скорее всего у неё будет…

Ведущий: Темпоритм подвижный. 

Елена: Подвижный, такой пружинящий голос, скорее всего она в хорошем настроении, и она в предвкушении каких-то покупок или встреч, и что-то такое у нее, колокольчики в голове звенят. 

Ведущий: Вдруг остановилась у какой-то стойки, ей позвонили, она что-то выслушала, снова взяла эту телегу, потолкала в другом настроении. 

Елена: Кто ей позвонил? 

Ведущий: Не знаю, но она потолкала ее уже не весело, быстро, а как-то, знаешь, как будто ей к цели какой-то нужно, с ожесточением каким-то куда-то понеслась. 

Елена: Интересно, кто же ей тогда звонил, что ей сказали, почему ее так выбило из настроения? 

Ведущий: Может, она задержалась, может, она пошла на шоппинг, а её дома ждут уже. 

Елена: Подожди, дома ждут, что-то не складывается у нас. 

Ведущий: Может, она должна что-то купить и забыла. А может быть, ей нового котёнка подарили. 

Елена: Тогда почему она разозлилась? Какая-то странная девушка. Вот видишь, как это сложно! 

Ведущий: Здорово! Вот это реально потрясающе, эти крючочки так называемые, один цепляет другой и помогает нам проследить изменения буквально по секундам, по кадрам состояние этого персонажа. 

Елена: Это уже актерские техники. То есть то, что ты сейчас делал – это такое упражнение в театральных институтах. Ты должен представить персонажа и  какой он путь проходит. Эмоция же из ниоткуда не приходит, и она никуда не уходит, потому что оно все время накладывается друг на друга, этот шлейф, фейдинг такой, он все время тянется. И вот от первой эмоции, от того радостного настроения, даже если она уже разозлилась, все равно этот колокольчик в ней внутри остался, просто он стал гораздо тише. 

Ведущий: Значит, перефразируя сказанные слова «что, кому, зачем», мы говорим, что мы не просто звучим красивым голосом, мы понимаем смысл, который мы передаем. 

Елена: Да. И я всегда спрашиваю: «Кто у вас целевая аудитория?». Если это касается рекламы, то: «Кто у васцелевая аудитория, что вы хотите, чтобы ваша целевая аудитория, ваши покупатели вынесли из этого ролика?». Мне не надо говорить, каким мне голосом читать, мне не надо говорить: «Выше, ниже». Я пойму всё из этого, вы мне скажите, для кого это. 

Ведущий: Значит, потом вот эти самые «кому» – мы должны видеть глаза, понимать, что мы с ними общаемся, мы не просто стоим перед «мембраной железного монстра». 

Елена: Да. Конечно, поэтому еще сложно может быть работать в одиночку в своей будке, потому что эта аудитория отсутствует, такое приходится усилие прилагать, чтобы себе нафантазировать эту аудиторию.

Ведущий: Вопрос «зачем» - это третий. Про что это? Как мы можем выразить? То есть зачем им это, зачем это аудитории или зачем я им это говорю?

Елена: А тут уже этический вопрос, звучишь ли ты от имени персонажа, или ты звучишь от своего имени. Мы иногда хулиганим конечно, дикторы, хулиганим, мы иногда вкладываем в текст свой смысл, свой 25-й план, люди, которые прислушиваются, они поймут, о чем ты прочитал здесь, эту эмоцию.  

Ведущий: Если нам нужно продать продукт, то мы конечно должны мыслить со стороны аудитории, то есть зачем им это знать, зачем им может понадобиться это? 

Елена: Нет, не со стороны аудитории, я должна этой аудитории объяснить для чего им это нужно. Не со стороны аудитории, нет, со своей стороны. 

Ведущий: Да, неверно выразился. То есть мы имеем в виду их интересы, держим их в голове и объясняем…

Елена: Мы представляем хорошо кому мы рассказываем это, кто целевая аудитория. Это допустим такой мужчина лысоватый с пузцом, для него одна подача хороша будет, а такой атлет например – это другая подача. И конечно ты представляешь этого человека, кому ты это рассказываешь. Очень часто олицетворением этой аудитории становится именно клиент, потому что часто ее и представляет, потому что ты видишь человека там и приблизительно ему это все рассказываешь. И даже случались казусы в моей жизни, я чуть не поссорилась со своей подругой, во дворе с ней встретились, она говорит: «Лена, у меня так было плохо Максу (коту). Ну как, ты мне корм посоветовала купить, я купила, и у него там было расстройство какое-то, было плохо, пришлось к ветеринару ехать». Я так думаю: когда же я ей советовала этот корм купить? Я ломала голову, думаю как же, я такой плохой не могла посоветовать, как же так вышло. Я говорю: «Когда же я тебе так говорила?» – «Ну вот же по телевизору ты говорила, корм такой-то. И я купила, и у него расстройство было!» Я такая: «Господи, ты же взрослый человек! Ты же понимаешь…!» Вот представляешь сила внушения! 

Ведущий: Загипнотизировала. 

Елена: Представляешь! 

Ведущий: Бывали такие моменты, когда ты либо сама чувствовала внутри себя неловкость за какой-то продукт или бренд, который ты взялась озвучивать, либо тебе реально люди кидали может быть такие умеренные претензии, говорили, что это им не понравилось или на них не хорошо сказалось, что ты что-то посоветовала? 

Елена: В плане ответственности своей? 

Ведущий: Да, в плане ответственности. 

Елена: Я стараюсь не рекламировать такие вещи, за которые я не могу взять ответственность скажем так. То есть я, например, не озвучиваю никаких предвыборных кампаний, политические ролики, я считаю, что это не мне решать, и я не могу использовать свой талант и свои эти способности к внушению для того, чтобы изменить каким-то образом мировоззрение людей, я считаю, что это слишком большая ответственность, я не беру ее на себя. 

Как Елена Ивасишина попала в рекламу?

Ведущий: Наша реклама очень самобытна, особенно та первая реклама старая, она обладает очень яркой самобытностью. 

Елена: Смотри, времена меняются и конечно сейчас уже всё не то, потому что на заре, когда я пришла в рекламу, я пришла туда по простой причине человеческой, потому что я работала в театре, и те деньги, которые я там зарабатывала, к сожалению, не позволяли мне поддержать штаны, и кино не было фактически. И для начала я пришла не в озвучку, я начала сниматься в рекламе, и у меня очень много рекламных роликов, я начала как актриса сниматься сначала в рекламе, и только потом я начала её озвучивать. И действительно это был такой очень яркий период, потому что в рекламу стеклись самые творческие, талантливые и забойные люди, режиссёры, криэйторы, копирайтеры, операторы, это был бурлящий просто котел какой-то фонтанирующий, потому что такого количества талантливых творческих людей на квадратный сантиметр тогда нигде нельзя было найти, кроме как в рекламном бизнесе. Это действительно было так, это был растущий бизнес, очень много приезжало умных, интересных людей из за границы, которые учили, то есть это была такая новая, свежая струя, я вот в неё попала, и меня завертело. Причём попала я сначала на радио. 

Ведущий: Как диктор ты имеешь в виду или как ведущая? 

Елена: И ведущая, и диктор, это была станция 106:08 FM, я увидела объявление о кастинге в своей альма-матер собственно говоря, Щепкинском училище, я туда пришла между репетицией и спектаклем отдохнуть душой короче говоря, когда в театре работала, тяжело было мне, я пришла в альма-матер отдохнуть душой, сидела там на лавочке и увидела на доске объявление о кастинге, информацию, я взяла телефончик, позвонила, пришла на кастинг, оказалось, что там пол-Москвы уже побывало, но как-то так сложилось, что единственным человеком, который там остался работать, была я, так вышло. И человек, как я в двух словах сказала, что в нашей жизни есть люди-учителя, они нам дают разные уроки, это может быть урок жизненный такой жёсткий, это может быть урок какой-то благодатный, он всегда благодатный в любом случае, а есть люди-проводники, и когда мы их встречаем, мы этого не осознаем вначале, а потом спустя многие годы мы понимаем, проводник – это человек, который тебя вот так просто взял в какой-то момент, и он почему-то решил, этот человек, для себя, что тебе место вот здесь. И для меня таким человеком был Андрей Градобоев, он театральный режиссёр по образованию, и в то время, в тот момент он работал продюсером рекламным на станции 106.8 FM. Это тоже такое отдельное место станция 106:08 FM, станция 2000, прогрессивная музыка, диджеи, всё такое, то есть это очень известная была радиостанция, потом она стала станцией 2000 после ребрендинга. И Андрей почему-то во мне какую-то искру увидел, я до этого никогда ничего не озвучивала. Он мне как раз вот эти точки расставил, он провёл параллели между актёрской профессией и дикторской для меня, для меня это стало очевидным. То есть не просто сидеть у микрофона и наслаждаться голосом, а что, кому и зачем. Он научил и преподал мне самые первые уроки. А потом постепенно-постепенно уже я стала на каких-то других продакшенах. Потом очень много, конечно, в творческом плане дал мне продакшен «Эгопро» Паши Егорова, это тоже была такая личность, его знали все на рекламном рынке, потому что самые провокационные ролики – это были Пашины. «И я хочу, чтобы у тебя стоял, у тебя в прихожей» – это была реклама Гриндерсов, понимаешь, это был Пашин копирайт, и это было возможно только тогда. 

Ведущий: А знаменитое «сосу за копейки» – это не его же? 

Елена: Слушай, нет, это по-моему было позже. Но самое интересное я говорю, что тогда было столько свободы, что возможно было практически всё. И мы тогда молодые и фонтанирующие, творческие и всё это, действительно мы все в едином порыве каком-то существовали, это было очень круто. И мне довелось познакомиться с известными людьми, которые вот эти «заплати налоги и живи спокойно», я знаю кто это придумал, я знаю кто сказал, что у нас граф Суворов ничего не ест, я знаю кто это придумал. 

Ведущий: Я к вам с визитом…

Елена: Да-да, это всё, это конечно было очень круто и незабываемо совершенно. 

Ведущий: В какой момент это начало…

Елена: Почему ты все время…?! Да подожди! Ничего же не начало! Все внутри нас.

Ведущий: Но свободы этой точно нет уже. 

Елена: Это уже давно. 

Ведущий: Её нет, во-первых, в юридическом плане, уже не позволено это. 

Елена: Но юристы, они конечно сильно задушили рекламу, потому что те времена, когда вот этот вот фестиваль рекламы, мы все смотрели эти ролики конечно. Господи, как он назывался? 

Ведущий: «Ночь пожирателей рекламы».

Елена: Да, «Ночь пожирателей рекламы». И мы все ходили, и мы смотрели, мы думали: господи, да, сколько ещё можно всего! Люди-то жгут тряпки, а мы тут понимаешь! И это были крутые времена конечно. Но юристы, потихонечку же это все происходило, это же не одномоментно завинчивали гайки, сначала нельзя было алкоголь, потом нельзя…

Ведущий: Игорные всякие. 

Елена: Игорные, да. 

Ведущий: Материться нельзя. 

Елена: Потом нельзя использовать детей в рекламе не для детей и так далее, то есть это все постепенно-постепенно и в купе это конечно сейчас в очень жёсткие рамки рекламщиков ставит. Но я хочу сказать, что они не унывают, потому что и сейчас случаются прорывы. Для меня, например, я считаю крутой креативный прорыв – это сосочки. 

Ведущий: А что это? 

Елена: Вкусовые сосочки. 

Ведущий: Подожди, а это твой ролик? 

Елена: Нет. Я просто радуюсь за коллег, потому что действительно это крутой креатив и действительно запоминающийся и очень такой яркий. Это рекламная кампания оказалась очень запоминающейся. 

Ведущий: Скажи, пожалуйста, в чем, на твой взгляд, может таиться вот эта возможность для нового расцвета рекламной индустрии, для новых экспериментов, новых форм выражения, новой свободы, где она может быть? 

Елена: Слушай, мне кажется, ты знаешь, она где-то у нас внутри там всё-таки. Знаешь, сейчас мы с тобой говорили, я вспомнила, кажется, у Мураками это была фраза: когда шторм закончится, ты даже не сможешь вспомнить как ты его пережил, и более того, ты даже не будешь точно знать закончился ли он на самом деле. Но то, что можно сказать с абсолютной уверенностью, так это то, что выйдя из этого шторма, ты никогда не станешь тем человеком, который вошёл в него, потому что именно в этом и был весь смысл. 

Ведущий: В трансформации. 

Елена: Да. 

Ведущий: А мне хочется ответить цитатой короткой заслуженного работника образования, почётного профессора советской школы Альбуса Персиваля Дамодара, который говорил, что даже за самой тёмной длинной ночью наступает новый рассвет. 

Елена: Да, светлые времена. 

Ведущий: Лена, ты могла бы пожалуйста посмотреть в камеру и сформулировать несколько коротких рекомендаций, даже не пожеланий, а рекомендаций. Какие простые действия желательно совершать человеком, который пытается войти в эту профессию, чтобы достойно туда входить? 

Елена: Прямо глядя в камеру? 

Ведущий: Можно глядя на меня. Но мне хотелось бы именно каких-то коротких рекомендации что делать, не в плане крепитесь, держитесь, а вот практических. Мы говорили, что читать и слушать. 

Елена: Ты всё-таки хочешь инструкции? Их нет у меня, я не могу сказать, потому что у каждого свой путь. Наверно это может казаться отговоркой, но у меня действительно нет рецептов, потому что тот путь, который я прошла, это мой шторм, мой путь, понимаешь. 

Ведущий: Значит твоя рекомендация, если я правильно понимаю, это…

Елена: Быть самим собой. 

Ведущий: Быть и слушать, и искать. 

Елена: Да, свой путь, быть самим собой.

Ведущий: Как: бороться и искать, найти и не сдаваться. 

Елена: Да, конечно. Мечтайте, стремитесь, трудитесь, оставайтесь собой и всё у вас получится, это касается не только профессии актёра или диктора, а вообще. 

Ведущий: Лена, спасибо огромное! Это была увлекательная беседа о профессии, о внутреннем мире, о трансформации, надеюсь, что она многим поможет. 

Елена Ивасишина: Я надеюсь. Спасибо!

Ведущий подкаста «Pro озвучку» Пётр Сафрошкин: Героиней этого выпуска подкаста «Pro озвучку» от звукового агентства Recsquare была актриса озвучания и дубляжа, диктор Елена Ивасишина. Ведущий подкаста Петр Сафрошкин. Друзья, подписывайтесь на канал студии Recsquare, чтобы не пропустить выпуски новых подкастов и интересных роликов про озвучание. Ставьте лайки, комментируйте. До встречи!

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ


Смотрите также
Спасибо!

Заявка успешно отправлена. Наши специалисты свяжутся с вами в ближайшее время

Спасибо!

Скоро мы отправим Счет-оферту на указанный Вами электронный ящик.
Если Вы не получили документ, пожалуйста, свяжитесь с нами: rec@recsquare.ru. Спасибо!

Обратная связь

Куда вам перезвонить: Telegram, Whatsapp, телефон?

Оставить заявку
Оставить заявку
Заказать подборку бюджетных дикторов

Оставьте Ваши контакты и наши специалисты предоставят информацию по всем бюджетным дикторам и ценам

Заказать звонок
___

Наша задача по данному проекту заключалась: Кастинг диктора Андрей Соколов. Студийная запись диктора Саунддизайн и сведение Клиент: ПАО «Бинбанк»