Обратная связь

Куда вам перезвонить: Telegram, Whatsapp, телефон?

соглашением о конфиденциальности
Янв 10 — 2021

Очистка музыкальных прав

8f7f6700d986172bfed4e2045754f9c0.jpg

Вы когда-нибудь напевали мелодии из рекламы или кино? Только честно. Мы знаем ответ! Воздействие хорошей музыки на уши потребителя дорогого стоит. В прямом смысле. Ведь прежде, чем использовать популярные треки, их нужно «почистить». Очистка прав на музыку – юридически непростой, но увлекательный процесс легализации музыкальных композиций в сложных аудиовизуальных произведениях, например, в кино или рекламе. Мы обсудили эту тему с нашим сотрудником, который отвечает за музыкальный контент, звучащий в медиапродуктах агентства «Рексквер».


Что означает термин «очистка прав»? Это использование каких-то «серых схем» или абсолютно законные действия?

– Удивительно, но не все понимают, что значит очистка прав. Хотя здесь все довольно просто: эта разговорная формулировка означает, что мы получаем разрешение от правообладателя на использование музыкального произведения в своих проектах. Например, если мы чистим права на песню для рекламного ролика, то это значит, что мы получаем разрешение от всех правообладателей, музыку которых мы используем в составе рекламного ролика для его визуального проведения. Конечно, очистка прав не подразумевает, что заплатив за какой-то вид использования, ты получаешь эту песню навсегда и можешь её использовать теми способами, которые изначально не были обговорены. Условно говоря, если ты получаешь разрешение на создание кавера для какого-нибудь фильма - это не подразумевает, что ты потом эту песню можешь петь у себя на концертах.

Очистка музыкальных прав и штрафы

Отлично, с терминологией теперь всё понятно. Но что, если получить законное разрешение на использование композиции, например, в рекламе (есть такой термин «синхронизация»), не представляется возможным? Действительно ли существует практика, что в бюджет рекламной кампании еще на начальном этапе могут заложить сумму условного штрафа?

– Да, такая практика есть, я про неё слышал. По крайней мере, за рубежом. Моя коллега, которая делала фильм и выпускала его на территории Англии, рассказывала, что они специально открывают счёт в банке, на который кладут определённую сумму денег на случай, если не получится найти правообладателей. То есть они заранее готовятся к тому, что случится какой-нибудь неожиданный неприятный инцидент с правообладателем. Тогда дата открытия счета будет подтверждением того, что счёт был открыт заранее и на него была депонирована определённая сумма денежных средств. Это может помочь нивелировать недовольство правообладателя по поводу того, что его песню использовали без разрешения. Ведь если ты предоставишь информацию о том, что есть счёт, открытый специально для урегулирования конфликта, информацию о том, что была попытка связаться с правообладателем (может, есть какие-нибудь электронные или бумажные письма, может, сохранились звонки, номера телефонов, по которым ты пытался его найти), то, скорее всего, всё будет разрешено в досудебном порядке, комфортным способом для обеих сторон. Кстати, раньше даже некоторые телеканалы закладывали дополнительный бюджет с учётом финансовых рисков на то, что к ним кто-то придёт. Правда, сейчас я о такой практике вообще не слышу. И либо это говорит о том, что её стало меньше, либо ею пользуются, не особо афишируя этот метод работы с музыкальными правами.

Какой на твоей памяти был максимальный штраф за незаконное использование музыкальной собственности?

– Сложно сказать, все зависит от качества и формата контента. Если это реклама, то смотря что там используется. Если это вокальный трек, то, размер штрафа может быть более лояльный. Бывает такое, что правообладатели, в перспективе даже преследуя друг друга, работая с тем или иным брендом, могут закрыть глаза на то, что у них было некоторое нарушение, чтобы в дальнейшем работать с этим брендом. Насколько я знаю, штрафы регулируются увеличением премии до десятикратного размера. Поэтому всё зависит от аппетитов правообладателей и степени нарушения со стороны пользователя. На моей памяти были штрафы, которые доходили до 3 миллионов рублей, но это были рекламные кампании, которые обращались к достаточно крупным брендам. Чем больше рекламная кампания, тем шире узнаваемость её бренда и больше охват. Понятное дело, что они вкладывают больше денег. И, соответственно, если подвернётся случай, что музыка используется нелегально, для правообладателя это прекрасный повод придраться к бренду и заработать неоднократно сумму, которую они планировали. А однократная сумма может доходить до 5 и даже до 10 миллионов рублей. Если, условно, этот бренд не озаботился очисткой прав, то с него можно будет взять денег больше раз в пять точно. Эти длительные судебные разбирательства часто не заканчиваются даже одним годом, поэтому здесь нужно либо полюбовно закрывать вопрос и оплачивать задним числом то, что было уже использовано, и расходиться, дружить дальше, либо ссориться и получать в несколько раз больше денег от бренда, но больше никогда с ним не работать. Всё зависит от конкретной ситуации.

Чьи песни легче получить в работу?

Кого проще чистить, иностранных звёзд или русских? Именно не дороже, а проще по документообороту, по общению с менеджментом?

– Раз на раз не приходится, потому что все люди разные. Если говорить конкретно по синхронизации, то мы всегда идём до конечного правообладателя, потому что право по синхронизации остаётся за тем автором, кто композицию придумал. За некоторым исключением с русскими бывает проще, потому что ты разговариваешь с ними на одном языке – коммуникация быстрее, но и они не всегда понимают, что ты от них хочешь. Приходится объяснять. С теми правообладателями, которые на рынке давно, - легче. Проблемы получить от них то, чего ты хочешь, обычно не возникает. Но по моему личному опыту, проще работать с иностранцами, потому что, когда ты им говоришь, что именно ты от них хочешь, правильно формулируешь задачу, конкретный запрос, то они тебя сразу же понимают и говорят, сколько это стоит. Или же ты им предлагаешь сразу какую-то сумму, на которую они либо соглашаются, либо обсуждают её. Все довольно просто идут на диалог, готовы общаться, и проблем в коммуникации не возникает…

Во второй части обсудим, сколько придется заплатить за использование песен Майкла Джексона в рекламе, чем Нирвана похожа на Машину времени и почему не все звезды рады слышать свою музыку в рекламе Макдоналдс.

Обратная связь



Смотрите также
Спасибо!

Заявка успешно отправлена. Наши специалисты свяжутся с вами в ближайшее время

Спасибо!

Скоро мы отправим Счет-оферту на указанный Вами электронный ящик.
Если Вы не получили документ, пожалуйста, свяжитесь с нами: rec@recsquare.ru. Спасибо!

Оставить заявку
соглашением о конфиденциальности
Заказать подборку региональных дикторов

Оставьте Ваши контакты и наши специалисты предоставят информацию по всем региональным дикторам и ценам

Заказать звонок
___

Наша задача по данному проекту заключалась: Кастинг диктора Андрей Соколов. Студийная запись диктора Саунддизайн и сведение Клиент: ПАО «Бинбанк»