Чтение без ошибок: главные ошибки начинающих чтецов и как их избежать

Если вы только недавно стали практиковаться в озвучке или планируете начать озвучивать аудиокниги (или другой контент), важно помнить о нескольких распространенных ошибках новичков, которых лучше избегать.
Мы продолжаем наш цикл статей про аудиокниги и сегодня рассмотрим четыре основные ошибки, которые возникают у новичков при озвучивании аудиокниг, а также дадим советы, как их избежать.
Ошибка 1. Приниматься сразу за большие произведения
Многие начинающие чтецы сразу хватаются за объемные романы, надеясь сделать качественный проект. Однако подобный шаг зачастую становится ловушкой, ведь книги объемом 20–30 часов требуют большого опыта и подготовки. Новичкам же лучше начинать с небольших рассказов длиной около 5 минут. Это поможет освоиться с техникой, почувствовать ритм текста и найти собственный стиль.
Совет:
Работайте с короткими произведениями, чтобы набраться уверенности и научиться правильно распределять силы. Совершайте ошибки, делайте дубли, экспериментируйте с разными подходами. Только освоив короткие форматы, переходите к большим проектам.
Ошибка 2. Выделять каждое слово при чтении
Довольно часто начинающие чтецы пытаются акцентировать внимание на каждом слове, делая паузы и выделяя каждую фразу. Однако такой метод делает чтение монотонным и тяжелым для восприятия. Фразы, которые вы читаете, должны звучать естественно, не усложняя повествование. Когда же вы выделяете интонационно каждый элемент, в повествовании теряется динамика, а впоследствии вместе с ней – и интерес слушателей. Представьте, как неудобно было бы читать книгу, где всё написано капслоком!
Совет:
Выделяйте только ключевые моменты. Важно, чтобы акценты были расставлены там, где это действительно к месту. Это сделает аудиокнигу интересной и легкой для восприятия.
Ошибка 3. Монотонное чтение
Некоторые начинающие чтецы пытаются подражать дикторам или «рекламным голосам», считая, что именно так нужно озвучивать книги. Однако важно учитывать, что вы не сможете читать одним и тем же голосом на протяжении всей аудиокниги: такая манера чтения быстро утомляет и вас самих, и ваших слушателей, а чрезмерная концентрация на голосе помешает погрузиться в сюжет, что снизит всё качество работы.
Совет:
Расслабьтесь! Ваша основная цель — рассказать историю, а не демонстрировать идеальный голос. Пусть ваше чтение звучит естественно, как будто вы общаетесь с другом. Перед началом работы обязательно разогрейтесь, сделайте упражнения для голоса и избавьтесь от зажимов. Как с ними бороться, рассказывали в нашей рубрике #разогрейголос.
Ошибка 4. Отсутствие постоянства в изображении персонажей
Чтобы слушатели не путались в том, какой персонаж сейчас говорит, героев книги надо озвучивать по-разному. Например, если вы озвучиваете сказку, можно смело играть, менять тембр и высоту голоса. В серьезном романе лучше всего продумать характер героя и представлять его через какие-то либо свойственные ему особенности произношения. Выйдите на улицу, подсмотрите характеры героев у самой жизни! Например, люди, стоящие у магазина, обычно разные по голосу, внешнему виду. Кто-то говорит тише, кто-то громче; у одного голос ниже, у другого выше; один говорит с акцентом, другой чисто и т.д. Возраст, пол, даже габариты людей имеют значение.
Совет:
Придумайте индивидуальную характеристику для каждого персонажа. Возможно, один герой говорит медленно и степенно, другой — крикливо, отрывисто. Сохраняйте эти черты на протяжении всей книги. Чтобы не запутаться в процессе озвучки, скопируйте небольшой отрывок речи персонажа при его первом появлении и сохраните в отдельном файле с именем данного героя. Так вы легко сможете вспомнить, как озвучивали того или иного персонажа после того, как у вас произойдёт вынужденная пауза в чтении (перекус, сон и т.п.).
Читайте также:
Почему озвучка аудиокниг важна для опыта актера озвучивания и какие преимущества дает такая работа
Какие жанры аудиокниг сегодня самые востребованные
Какое оборудование необходимо для озвучки аудиокниг
Почему раскрепощенность у микрофона — ключ к уверенно